Мария слетала в отпуск в Испанию. На обратном пути в московском аэропорту ее багаж потеряли. Аэропорт признал факт потери и изьявил готовность оплатить стоимость багажа по принятым расценкам – три тысячи рублей (500 рублей за каждый потерянный килограмм).
Между тем, в чемодане у Марии, кроме прочего, лежали модный навороченный телефон, интернет-планшет и несколько дорогих авторских платьев из Испании. Общая стоимость потерянных вещей – около 60 тысяч рублей. Как Марии добиться компенсации всей утраченной суммы? На этот вопрос отвечают эксперты Dengi63.ru.
Партнер юридической фирмы RBL Ярослав Сотников:
«В данной ситуации пассажир, перевозя дорогостоящий багаж, к сожалению, не воспользовался своим правом и не объявил авиаперевозчику в установленном порядке о ценности багажа. В этом случае действующее законодательство РФ и международное законодательство встают на защиту интересов авиаперевозчика.
Так, согласно статье 118 Воздушного кодекса РФ по общему правилу перевозчик на внутренних рейсах несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи гражданину. Размер такой ответственности в случае, если ценность багажа не объявлялась пассажиром до перевозки, составляет не более шестисот рублей за килограмм веса багажа. Для международных перевозок устанавливается аналогичная по своему содержанию норма.
Варшавской конвенцией плата авиаперевозчика за один килограмм утерянного багажа необъявленной ценности составляет 20 долларов США.
Иным образом обстоят дела в случае если пассажир внутреннего или международного рейса заранее объявил о ценности своего багажа и оплатил соответствующую установленную авиаперевозчиком дополнительную плату. В этом случае перевозчик отвечает за утерянный багаж в размере объявленной пассажиром ценности».
Вячеслав Курилин, юрист общественной организации по защите прав потребителей «Советник»:
«Отношения в рассматриваемом случае нужно строить, исходя из Варшавской конвенции «Об урегулировании воздушных перевозок», поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ. Сумма компенсации зависит от того, отправляла Мария багаж с объявленной ценностью или без объявления его цены.
Если багаж отправлялся с объявленной ценностью, то в таком случае Мария должна получить компенсацию, равную той ценности, которую она объявила. Если, как это обычно бывает с пассажирами, Мария не объявляла ценность багажа, а сдала багажное место с определенным весом перевозчику, она, согласно Варшавской конвенции, имеет право на компенсацию, исходя из 250 франков за килограмм веса. При этом в случае утери багажа предел ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес места.
Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из 65,5 млг золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы переводятся в любую национальную валюту в круглых цифрах. Можно посчитать, что согласно Конвенции за 1 килограмм багажа Мария может получить примерно 16 граммов золота в переводе в реальные денежные единицы. При современной стоимости золота, Мария могла бы рассчитывать на то, что все ее потери будут покрыты.
Но в международном праве, нормы которого применяется и в отношении российских граждан имеется дополнительное ограничение, прописанное в Резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы. Вывод: в рассматриваемом случае, если багаж сдавался без объявления цены, получить дополнительную компенсацию от авиаперевозчика не удастся.
При этом нужно учитывать, что к данным отношениям применим ФЗ «О защите прав потребителей», в частности ст. 15З закона: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом и так далее) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Мария вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с авиаперевозчика компенсации морального вреда. Существует практика по данной категории споров, когда суды взыскивали по 50 тысяч рублей.
В завершение хочется дать несколько советов, чтобы подобные ситуации не возникали:
никогда не оставляйте документы, деньги и ценности в сдаваемом багаже;
если вы везете ценный багаж, необходимо заранее объявить о его ценности и оплатить дополнительный сбор;
багажные квитанции стоит хранить до момента получения и проверки сохранности вещей;
снимайте перед полетом с чемоданов все бирки, оставшиеся от предыдущих поездок;
снабдите багаж своими контактными данными – адреса, телефона и фамилии с именем на нем будет достаточно;
не покупайте черный чемодан – найти его сложнее всего, так как черных чемоданов миллионы, лучше всего яркие цвета и запоминающиеся детали, которые вы легко сможете описать при подаче заявления о пропаже багажа.
Столкнулись с непонятным вопросом? Удачно выкрутились из сложной ситуации? Присылайте свои примеры «на миллион», и наши эксперты подробно разберут проблему, а возможно, вы и сами станете одним из экспертов.