Россияне стали чаще интересоваться своей кредитной историей, констатируют в Национальном бюро кредитных историй. Впрочем, по данным того же бюро, более половины граждан имеют весьма размытое представление о том, зачем она нужна и какие данные в ней содержатся. По оценкам специалистов НБКИ, именно эти незнания формируют легкомысленное отношение ряда заемщиков к своим обязательствам.
В последнее время значительно возрос спрос на кредитные истории со стороны заемщиков. «В марте текущего года россияне сделали около 30 тысяч запросов в Национальное Бюро кредитных историй, в то время как в этот же период прошлого года – всего порядка трех тысяч», – говорит генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин.
По оценкам аналитика «Инвесткафе» Екатерины Кондрашовой, резкий рост обращений в НБКИ связан с желанием узнать о причине в отказе в кредите. «Когда банк отказывает в выдаче кредита, то не объясняет причину отказа. А заемщику всегда интересно узнать, что послужило поводом для такого решения банка. Ведь отказ одного банка не означает, что другой банк осуществит подобный шаг. В результате клиенту интересно, что могло стать камнем преткновения для кредитной организации при одобрении кредита и исправить свое положение на хорошее с целью получения одобрения по кредиту в другом банке», – говорит госпожа Кондрашова.
По ее словам, как только россияне узнали о существовании бюро кредитных историй, а также активно стали оформлять кредиты, появился интерес к своим кредитным историям. Более того, с проникновением Интернета и появлением различных электронных услуг получить данные по своей кредитной истории не составляет большого труда. Если клиента нет в базе НБКИ, это говорит о том, что ранее клиент не оформлял кредит, а значит, банк рассматривает его зачастую как надежного заемщика. При этом во внимание принимаются платежеспособность гражданина, его доход, а также ряд других факторов, которые могут отличаться от банка к банку.
Управляющий ОО «Самарский» Росэнергобанка Илья Ковязин, предположил, что рост числа запросов в НБКИ может быть связан с тем, что почти все банки требуют согласия от заемщика на запрос данных в БКИ и предоставление данных в БКИ. «Повышается информированность об услуге, соответственно, люди начинают интересоваться. Кроме того, часть клиентов получают отказ по причине плохой кредитной истории и поэтому хотят уточнить сведения», - говорит Илья Ковязин.
По оценкам Александра Викулина, сегодня около половины россиян слабо представляют, что из себя представляет кредитная история. «В общественном сознании прочно засели несколько мифов о кредитной истории, которые тормозят развитие рынка кредитования и влияют на качество исполнения заемщиками кредитных обязательств», – отметил он. Узнать больше об этом позволяет исследование, проведенное НБКИ.
Миф 1. Об удалении негативных записей из кредитной истории
35% опрошенных считают, что как только они ликвидируют просрочку по кредиту, запись о ней из кредитной истории удаляется. О том, что кредитная история остается с человеком практически на всю жизнь, знают 38% опрошенных. Такое представление вполне объясняет несколько легкомысленное отношение ряда заемщиков к своим обязательствам. Развенчание этого мифа должно способствовать повышению качества платежного поведения граждан.
Миф 2. В кредитной истории есть информация только о просроченных кредитах
49% заемщиков знают, что в кредитной истории содержатся сведения о просроченных платежах по кредиту. Тот факт, что в ней есть информация обо всех кредитах, в том числе выплаченных и имеющихся, известен лишь 32% опрошенных.
Миф 3. Где хранится кредитная история заемщика?
41% опрошенных этого не знают. Получается, что почти половина граждан не имеет представления о существовании института бюро кредитных историй.
Миф 4. Заемщик не имеет права получить свою кредитную историю
Только 35% опрошенных знают о своем праве в любое время ознакомиться со своей кредитной историей.
Миф 5. О составе кредитной истории
56% респондентов полагают, что в кредитной истории содержится информация о месте работы заемщика, а 52% думают, что о доходах. Эти данные свидетельствуют о принципиальном непонимании гражданами сути кредитных историй, которая заключается в отражении информации о текущих кредитах и их обслуживании.
- «Зачастую заемщики начинают задумываться о своей кредитной истории после очередного отказа банка в получении кредита. Поскольку банки, как правило, не информируют о причинах отказа, клиент может предположить, что это связано с его негативной кредитной историей. Я считаю, что возросший интерес россиян к своей кредитной истории связан именно с тем, что каждый потенциальный заемщик хочет убедиться, что в его кредитной истории отсутствуют такие «черные пятна». Нужно обязательно информировать клиентов
- о том, что в дальнейшем качество их кредитной истории может повлиять на возможность получения кредита. Мы стараемся предупредить заемщиков о таких негативных последствиях несвоевременного погашения кредита», - директор департамента кредитования розничного бизнеса и МСБ «Абсолют Банка» Елена Ковырзина.
- По словам Ильи Ковязина, не исключено, что многие граждане считают, что банк просто не отправит информацию о просроченной задолженности, потому что у заемщиков есть объяснение о причинах - уволили с работы, кризисный период в 2008 года, незначительность просрочки. «Многие клиенты так же полагают, что если проблема на небольшую сумму (скажем, недоплата на 500 рублей), то сложностей из-за этого не возникнет. И ошибаются, потому что банки предоставляют отчеты в БКИ на регулярной основе по формальному признаку. Сумма просрочки растет с учетом штрафных санкций. И в итоге в отчете БКИ просрочка на несколько месяцев, которая потом может являться основанием для отказа в кредите. И не из-за суммы, а потому что заемщик несерьезно относится к своим обязательствам, не читает договор и т.д», - говорит эксперт.
По мнению Александра Викулина, развенчание этих мифов может благотворно повлиять на ситуацию на рынке кредитования. «Наметившаяся тенденция по приросту количества запросов в НБКИ, скорее всего, сохранится. Я оцениваю это как безусловно позитивное явление, ведь потребители смогут понять, почему им предлагают конкретные условия и что надо сделать для их улучшения. В перспективе это должно привести к увеличению ответственности перед своим же будущим, снижению неуплат и просрочек из-за небрежности или попустительского отношения к кредитному договору. Таким образом, в среднем кредитная история гражданина будет постепенно улучшаться, что, в свою очередь, приведет к интенсивному росту рынка кредитования и некоторому снижению взвешенных процентных ставок по потребительским кредитам», – говорит аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Cороко.
Такую тенденцию эксперт связывает с тем, что российский рынок кредитования постепенно входит в тот период своего развития, когда его можно будет назвать насыщенным. Взрывной рост 2009-2011 годов постепенно заканчивается, и в ближайшие годы мы можем увидеть поступательное увеличение объема данного рынка на 10-20% в год. Насыщенность этого сегмента банковского сектора будет приводить к увеличению его эффективности, что подразумевает увеличение финансовой грамотности потребителей (в том числе и знание своей кредитной истории).
«Отрадно, что российские потребители начинают активно пользоваться дополнительными инструментами, которые могут существенно облегчить им жизнь в сфере кредитования. Рост числа запросов – важный показатель увеличения эффективности на рынке. Особенно важно, что эта тенденция заметна во время усиления контроля над выдачей необеспеченных потребительских кредитов, – заемщик попросту мог не понять, почему банк вдруг отказал ему. В перспективе ближайших трех-пяти лет я ожидаю увеличения доли людей, которые знают механизм формирования кредитной истории до 50%», – отметил Антон Сороко.
Фото: Фото с сайта Деньги-банки.рф