Участники страхового рынка констатируют: сейчас для них не самый лучший период – число автомобилей в Самаре выросло, соответственно, увеличилось число аварий. Сегодня, по данным дорожной полиции, в день в городе происходит в среднем 100 столкновений автомашин с материальным ущербом.
В последнее время в Самаре сложно передвигаться на транспорте не только в часы пик. Причины – большое количество машин, узкие дороги, отсутствие удобных развязок, ремонты дорог и аварии на каждом шагу. Немалая часть аварий приходится на неопытных водителей, кроме того, проблем добавляет отсутствие культуры поведения на дорогах.
По словам начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД Самары Оксаны Кузнецовой, ежедневно на дорогах города происходит в среднем 100 столкновений автомашин с материальным ущербом.
С начала года произошло 36 768 ДТП с материальным ущербом, из которых 21 201 столкновение, 10 612 наездов на стоящее транспортное средство, 4353 наезда на препятствие.
Все это приводит к большой загруженности страховщиков.
Как рассказал Dengi63 начальник Управления урегулирования убытков по автострахованию и страхованию автогражданской ответственности ОАО «СОГАЗ» Алексей Карпицкий, нагрузка на специалистов его компании с ростом количества выплат возросла. В некоторых случаях компании приходится открывать дополнительные вакансии и привлекать персонал в подразделениях по урегулированию убытков.
«Ситуация с «автогражданкой» сейчас довольно напряженная», – соглашается директор филиала ООО «БИН страхование» в Самаре Игорь Смурага. По его словам, частота наступления страховых случаев за шесть месяцев 2013 года увеличилась на 12% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, примерно на 10% возросла величина среднего по рынку убытка.
«На данный момент уровень выплат за шесть месяцев 2013 увеличился на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, а рост страховой премии составил всего 7%, по итогам года тренд на увеличение уровня выплат усилится. Действительно, для страховщиков ОСАГО сейчас довольно сложный период, – говорит Игорь Смурага. – Понятно, что при планируемом увеличении лимита выплат до 400 тысяч по «железу» и 500 тысяч рублей по жизни и здоровью соответственно вырастут и выплаты страховщиков», – отметил Игорь Смурага.
Эксперт считает, что единственный выход из такой ситуации – увеличивать стоимость полиса ОСАГО.
Законопроект об увеличении размера страховых выплат в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности по ущербу жизни и здоровью пострадавших со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей и лимита за имущественный вред со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей был принят в первом чтении весной 2013 года. Во втором чтении дума должна рассмотреть документ в осеннюю сессию. Большинство экспертов придерживаются точки зрения о том, что он все-таки будет утвержден.
Директор Самарского филиала ОСАО «Россия» Дмитрий Бикеев согласен с коллегой. Он отметил, что в связи увеличением размера средних выплат по ОСАГО, а также изменением схемы расчета убытков, те суммы, которые начисляются сейчас при оценке ущерба судами, приносят страховщикам большие убытки.
Любопытно, что несмотря на это ситуация с выплатами по ОСАГО улучшилась.
«Сегодня 85% страховых компаний платят вовремя, однако напряжение у граждан не спадает в связи с отсутствием единой методики расчетов убытков. Как только появится единая методика, станет легче жить и страховщикам, и гражданам», – отмечает господин Смурага.
О соблюдении сроков говорят и в Росгосстрахе. «Согласно законодательству страховая компания обязана произвести осмотр ТС в течение пяти рабочих дней с момента обращения страхователя. В эти сроки мы укладываемся. Безусловно, бывают исключения, но такие случаи, как правило, связаны с тем, что клиент не может предъявить ТС для осмотра в указанное время. Задержек с выплатами у нас нет. Согласно законодательству по ОСАГО страховщик обязан в течение 30 календарных дней принять решение о выплате потерпевшему, специалисты компании выдерживают эти сроки», – отметила начальник регионального центра урегулирования убытков филиала компании РОСГОССТРАХ в Самарской области Оксана Федоряко.
В дорожной полиции говорят о другой проблеме – из-за роста числа аварий их участникам часто приходится достаточно долго ждать инспекторов ГИБДД, что вызывает большое недовольство среди водителей. По словам Оксаны Кузнецовой, как правило, многие просто не знают о возможности упрощенного оформления аварий, либо боятся, что Госавтоинспекция или страховая компания не примут самостоятельно оформленные документы.
На самом деле, все достаточно просто. «Если в аварии пострадали только два автомобиля, один из водителей признает за собой вину и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, автовладельцы вполне могут составить схему, не дожидаясь инспектора. Данное право закреплено в п. 2.6 Правил дорожного движения.
Схема столкновения может быть составлена на обычном чистом листе бумаги с указанием даты и времени события. Нужно схематично нарисовать расположение машин, улиц, по которым вы ехали, подписать модели автомобилей, указать свои фамилии и поставить подписи. Измерять при этом ничего не нужно. Если есть возможность, можно сфотографировать аварию на телефон и показать потом инспектору. С этой бумагой водители могут обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД», – отметила Оксана Кузнецова.