Депутаты разработали законопроект, который запретит организациям использовать мелкий и нечитаемый шрифт в договорах на оказание услуг. В первую очередь речь идет о банках. С предложением внести эти поправки в закон «О защите прав потребителей» выступил депутат Госдумы Олег Михеев. По мнению автора документа, прописанные мелким шрифтом условия в кредитных договорах могут привести к нежелательным последствиям для заемщика и судебным тяжбам.
С аналогичным предложением, но касающимся наружной рекламы банков, несколько лет назад выступала Федеральная антимонопольная служба. Тогда ведомство разработало поправки в закон «О рекламе». Изменения предполагали, что в рекламе финансовых услуг все условия, оказывающие влияние на доходы и расходы клиентов, должны быть написаны шрифтом одного размера. Так как площадь рекламного носителя ограничена, то крупным шрифтом указывается только суть предложения, а условия, как правило, прописываются мелким шрифтом. По мнению ФАС, такой способ подачи рекламы вводит потребителя в заблуждение. Впрочем, пока эти изменения так и не применяют на практике.
С предложением внести поправки в закон «О защите прав потребителей», которые запретят организациям использовать мелкий и нечитаемый шрифт в договорах на оказание услуг, на днях выступил депутат Госдумы Олег Михеев.
По мнению Михеева, подобный запрет будет особенно актуален для банковских договоров.
Как правило, в них наиболее важные детали чаще всего прописаны мелким, практически нечитаемым шрифтом. Это значительно затрудняет восприятие, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным последствиям для подписывающей документ стороны.
Михеев также подчеркивает, что если дело переходит в судебную плоскость, довод о мелком шрифте используется в качестве аргумента в линии защиты. В результате суд встает на сторону банка или организации.
По словам региональных банкиров, даже если такие поправки внесут, то это мало что изменит. «Проблема в том, что в силу низкой финансовой грамотности люди просто не читают договора, вне зависимости от того, каким шрифтом в них прописаны условия, – говорит один из участников рынка. – Даже если закон примут, то все, что изменится, это количество страниц в договоре, заемщики не начнут читать его внимательно».
«Тенденция последних лет в законотворчестве и в судебной практике показывает, что правам потребителей государство стало уделять значительное внимание и все чаще встает на их защиту. В связи с чем склонны думать, что такие предложения депутатов скорее всего будут внесены в закон «О защите прав потребителей», – говорит управляющий ОО «Самарский» Росэнергобанка Илья Ковязин.
Он также отметил, что у банков, которые не ставят своей задачей зарабатывать деньги на невнимательности и поспешности клиентов, очевидно, не возникнет проблем с соблюдением новых требований.
Фото: Фото с сайта Tvc.ru