Чтобы получать достойную пенсию, российский гражданин должен трудиться не менее 15 лет и заслужить 30 баллов. Существенно увеличить размер пенсии он сможет, если выйдет на нее позже положенного срока. Государственная дума РФ в окончательном чтении приняла законы о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии. Оценивая пенсионную реформу, эксперты Dengi63 говорят, что ее главным итогом должна была стать четкость и прозрачность новой пенсионной системы, однако в этих аспектах как раз сохраняются вопросы.
С 1 января 2015 года в России будет введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.
Всего будет существовать три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Возраст выхода на пенсию для мужчин составит 60 лет, для женщин – 55 лет. При этом гражданин должен иметь не менее 15 лет страхового стажа, в течение которого работодатель уплачивал за него страховые взносы.
Также при расчете пенсии по новым правилам вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Этот коэффициент рассчитывается из расчета суммы уплаченных работодателем страховых взносов, умноженных на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу (10% или 16%), умноженной на 10. Таким образом, чем выше зарплата, тем выше пенсионный коэффициент.
Для того чтобы получать страховую пенсию, нужно набрать не менее 30 пенсионных баллов.
Отметим, что наличие для получения страховой пенсии 15-летнего стажа будет вводиться не сразу. В законе предусмотрен переходный период, согласно которому в 2015 году величина стажа составит не менее шести лет, далее с каждым годом это требование увеличивается на один год, и с 2024 года величина должна составлять 15 лет.
С 1 января 2015 года величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.
Еще одним новшеством является и то, что отпуск по уходу за ребенком, а также служба в армии будут зачитываться в общий трудовой стаж.
Кроме того, к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата. Тем, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать, к такой выплате применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер.
Накопительная часть пенсии, согласно новым законам, для граждан моложе 1967 года рождения будет самостоятельной. Они могут выбирать: либо направлять все пенсионные отчисления в страховой фонд, либо часть из них складывать в свой личный накопительный в НПФ или УК.
По оценкам экспертов, в законопроектах есть как большие плюсы, так и огромные минусы.
«Положительным я считаю то, что для получения трудовой пенсии увеличен минимальный стаж с пяти до 15 лет. Я не раз говорил, если человек до пенсии работал всего пять лет, то речь должна идти не о трудовой, а о социальной пенсии, когда не за счет Пенсионного фонда, а за счет социальных программ бюджета человеку будет выплачиваться какой-то минимум, причем это должно быть в разы меньше, чем выплата по трудовой пенсии», – отмечает президент Национального института профессиональных бухгалтеров Дмитрий Яковенко.
«Увеличение срока, необходимого для получения пенсии, до 15 лет – это приемлемая мера, которая сможет исключить из пенсионной системы тех, кто проработал слишком мало или работал нелегально», – разделяет точку зрения коллеги аналитик Инвесткафе Михаил Кузьмин.
По мнению Дмитрия Яковенко, положительным является и увеличение засчитываемого для женщин в стаж по начислению пенсии времени отпуска по уходу за детьми.
Законы «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в статью 11 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» приняты в третьем и окончательном чтении в понедельник 23 декабря.
Впрочем, эксперты говорят и о существенных, на их взгляд, недостатках.
«Отрицательным (причем с огромным знаком минус, который перечеркивает реально все положительные моменты) является то, что ничего так и не решено по дифференцированным платежам на пенсии тех, кто выходит по возрасту раньше обычного срока (так называемые вредные производства). Как и раньше, нам предлагают оплачивать выход на пенсию шахтеров, нефтяников, сталеваров, работников Газпрома за счет малого и среднего бизнеса. То есть фактически правительство и депутаты продолжают льготировать наших олигархов. Ведь это их работники, и они создают прибавочный продукт именно для них, а не для всей страны.
Ежегодно будет увеличиваться примерно на полпроцента доля льготников в общем числе пенсионеров. Сейчас эта доля около 33%. И к окончанию пенсионной реформы 2013 года (к 2025 году) доля таких пенсионеров достигнет 40%. А это будет означать что к 2025 году или даже раньше будет еще одна пенсионная реформа – у Пенсионного фонда опять будет дефицит средств. А это означает, что правительство строит пирамиду. И выходить в этой ситуации на пенсию позже установленного срока крайне рискованно, потому что в любой момент могут или поднять пенсионный возраст или сделать еще одну реформу», – считает господин Яковенко.
К спорным моментам Михаил Кузьмин причисляет то, что страховая часть пенсии рассчитывается в баллах, а не абсолютных значениях. «С одной стороны, баллы учитывают уровень зарплаты, стаж и возраст выхода на пенсию. Однако стоимость баллов будет определятся правительством и может меняться, что делает систему менее прозрачной для ее конечных потребителей», – говорит эксперт.
Также, по его словам, не повышая возраст выхода на пенсию, новая система мотивирует продолжить работу, тем самым отодвинув начало выплаты пенсии, однако в этот период гражданам будут начисляться дополнительные коэффициенты, которые должны привести к повышению пенсии. «В итоге новая система мотивирует к более позднему выходу на пенсию и к получению белой зарплаты, однако государству предстоит доказать выгоду, которую граждане получат в условиях новой пенсионной системы», – отметил Михаил Кузьмин.
«Основной фактор, который сегодня обуславливает пенсионную политику государства, – это непоследовательность и противоречивость, – комментирует председатель попечительского совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Олег Киселев. – Неэффективно в таком долгосрочном и стратегически важном для общества механизме, как пенсионная система, постоянно менять правила игры. Складывается впечатление, что государство пытается решить краткосрочные задачи, лишь отодвигая проявление системных проблем пенсионного обеспечения. Это касается как обнуления взносов в накопительную часть в следующем году, так и введения новой пенсионной формулы, рассчитать по которой будущую пенсию с трудом сможет даже специалист отрасли. Формирование страховой части пенсии будет происходить в абстрактных баллах, которые будут переводить в денежное выражение по коэффициентам, изменяющимся на ежегодной основе».
По словам господина Киселева, положительным моментом можно назвать то, что реформы, проводимые такими методами, повышают (пусть и косвенно) финансовую грамотность и ответственность у россиян. «Противоречия сегодняшней государственной политики в сфере пенсионного обеспечения побуждают граждан самостоятельно заботиться о своем материальном благополучии в будущем. Сейчас рынок предлагает множество инструментов для этих целей: от банковских депозитов до накопительного и инвестиционного страхования жизни», – говорит эксперт.
Фото: Фото с сайта Vipsikora.ya.ru