![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Группа из десяти человек купила путевку почти за 300 000 рублей, однако через неделю аналогичный тур на эти же самые даты существенно подешевел, причем не из-за курсов валюты, а по решению туроператора. Понимая, что разницу в цене им никто не вернет, ребята попросили агента изменить хотя бы день вылета, оставив тот же самый отель. В этом случае необходим был бы перерасчет в пользу туристов – путевка могла подешеветь на 6000 рублей. Агент и туроператор утверждают, что перебронировать ничего нельзя и ставят ультиматум – либо вылетаете, либо никуда не летите. Насколько правомерны действия туроператора и как можно разрешить эту ситуацию?
Руководитель Челябинского представительства туроператора TUI Russia Елена Маршалюк: «Как правило, более низкие цены на туры туроператор устанавливает в рамках разных акций и специальных предложений, которые получает от отелей. Акции – это своего рода инструмент стимулирования продаж, поддержания на рынке баланса спрос-предложение. Поэтому они носят временный характер и могут распространяться на определенные страны и регионы, сети отелей и даже конкретные типы номеров. К примеру по акции «Раннее бронирование», которая традиционно стартует за несколько месяцев до начала сезона, цены снижены на 30%. Также цены могут снижаться и перед вылетом после выхода нового спецпредложения. Безусловно, менеджеры агентств стараются подобрать для клиента наиболее выгодный вариант, но не всегда получается, что цена, по которой забронирован тур, остается самой низкой.
![Елена Маршалюк](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Если тур уже подтвержден, перебронировать заявку на спецпредложение становится невозможно. Система бронирования будет классифицировать такое действие как отказ от тура, что приведет к его аннуляции с возмещением фактически понесенных расходов туроператору, поскольку такие отказы ведут к штрафным санкциям со стороны зарубежных партнеров».
Член правления Челябинской ассоциации туристических организаций Игорь Косицын: «Изменение цены на уже купленный тур – довольно распространенная ситуация, которая постоянно вызывает споры. Следует иметь ввиду, что ценообразование туроператора во многом зависит от спроса. В случае если на ту или иную дату осуществляется много бронирований и места закрываются, то туроператор, как правило, поднимает цены, если же нет – опускает. Сейчас у некоторых туроператоров появились «динамические» цены, когда система бронирования автоматически пересчитывает стоимость тура в зависимости от количества броней на эту дату. Также стоимость может измениться, если контрагенты туроператора (например отели) пересчитывают свои цены. В таком случае у туроператора выходит новое СПО (спецпредложение) и стоимость тура меняется. Это может происходить даже по нескольку раз в день. Но на уже забронированные и подтвержденные заявки такие изменения не распространяются.
![Игорь Косицын](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Нужно понимать, что турагент в своей работе руководствуются правилами бронирования, установленными туроператором, и в большинстве случаев такие правила запрещают бронировать одних и тех же туристов на одну и ту же дату по разным СПО. Система бронирования даже не даст агенту завести такую повторную бронь. С точки зрения бизнеса это вполне оправдано и логично, с точки зрения закона также абсолютно правомерно, поскольку турпродукт не реализуется по фиксированным, кем-то утвержденным ценам, и если клиент на момент покупки тура был согласен с ценой и заключил договор, то претензий он предъявлять не должен.
Безусловно, никто не мешает аннулировать уже купленный тур на одну дату и забронироваться на другую дату с более выгодной ценой. Но, опять же, согласно ФЗ «О защите прав потребителей», при отказе от услуги и расторжении договора потребитель обязан компенсировать исполнителю фактически понесенные затраты, подтвержденные документально. То есть если у туроператора они возникнут, то стоимость тура вернут не в полном объеме, и выгода от перебронирования может оказаться сомнительной.
Вообще в таких случаях турагент должен четко и грамотно разъяснить нюансы и правила бронирования, ставить какие либо ультиматумы в данной ситуации по меньшей мере непрофессионально, но туристы, в свою очередь, должны также адекватно оценивать ситуацию, поскольку, когда тур после покупки существенно дорожает (а это происходит намного чаще), то с них никто доплату не требует».
![Алексей Мотылев](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Председатель областной общественной организации потребителей «Центр по защите прав» Алексей Мотылев: «К сожалению, туристам, оказавшим в такой ситуации, мало чем можно помочь. Конечно, первым делом необходимо изучить договор, заключенный с турагентом. В соответствии с «Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденными правительством, в договоре в обязательном порядке должны содержаться условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта. Иными словами, должны быть правила расторжения и изменения договора. Другое дело, что эти правила, скорее всего, прописаны с соблюдением интересов турагента, а не туриста. Правительство обязало всех эти правила создать, но, какими они должны быть, не указало. Поэтому в договоре, скорее всего, так и сказано, что изменение условий поездки возможно со штрафом, скажем, в 50% от стоимости тура.
Отказ от поездки возможен также в исключительных обстоятельствах: болезнь самого туриста или его близких, отказ в выдаче визы. В таком случае фактически понесенные расходы турагента возмещаются по соглашению сторон, если же согласия не будет, тогда стороны идут в суд и тот уже на свое усмотрение распределяет расходы. Распределять их суд может, руководствуясь любыми соображениями, он здесь ничем не связан, поэтому возможно и полное освобождение туриста от несения расходов».