В Европарламенте заговорили о новых санкциях против России. На этот раз здесь предложили исключить рубль из международного финансового оборота. Эксперты Dengi63, привлеченные к обсуждению этой темы, назвали такое предложение абсурдным. По их оценкам, возможность реализации его на практике равна нулю.
Заместитель председателя Европарламента Рышард Чарнецкий призвал Европу подготовить «профилактические» санкции против ключевых сегментов российской экономики, в том числе исключить рубль из международного финансового оборота. Об этом он заявил в среду, 20 августа, выступая в польском Сейме.
«Российский рубль должен перестать быть конвертируемой валютой, его нужно исключить из международного финансового оборота», – приводят слова господина Чарнецкого федеральные СМИ. «Президент Владимир Путин должен знать, чего бояться, что его ждет», – добавил он.
Инициаторами санкций против России на фоне украинского конфликта были США и Евросоюз, позже к ним присоединились Швейцария, Канада, Австралия и Япония.
Первый пакет санкций был озвучен в марте этого года в ответ на присоединение Крыма к России. Меры включали в себя замораживание активов и запрет въезда на территорию европейских стран и США ряду лиц. В специальные списки персон нон грата попали российские чиновники и бизнесмены, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. 8 августа Россия в ответ на санкции ввела полный запрет на год на ввоз продовольственных товаров из ЕС, США, Норвегии, Канады и Австралии. Список «изгнанных» продуктов весьма солиден: от мяса и молока до орехов. Под эмбарго попали свинина и говядина во всех видах, мясо птицы, субпродукты, колбасы, рыба и ракообразные, молоко, фрукты, овощи, орехи, сыры, творог. Запрет не распространился разве что на товары, предназначенные для детского питания.
По мнению экспертов, идея исключить рубль из международного финансового оборота выглядит абсурдно.
«Идея Чарнецкого выглядит нелепой, – отмечает заместитель директора аналитического департамента Альпари Дарья Желаннова. – Во-первых, рубль пока используется в небольшом количестве внешнеторговых операций. Во-вторых, российская валюта не торгуется на международном валютном рынке. В-третьих, Польша входит в число стран, закупающих российский газ, поэтому любая подобная риторика в адрес России звучит смешно и недальновидно, особенно в преддверии холодов. Если будет реализован переход экспорта на рубль, то Польше придется его закупать на валютном рынке вне зависимости от позиции властей».
«За всю историю человечества и всю историю валют на практике ещё никогда не было полностью неконвертируемых валют, потому что остановить процесс конвертации невозможно технически, – объясняет руководитель отдела продаж «БКС Премьер» в Самаре Александр Тымчук. – И если даже законодательно можно ограничить покупку/продажу какой-либо валюты на территории какой-то одной страны, то как это сделать во всех странах мира? И даже если ограничение в какой-то стране (или странах) вступит в силу, то незаконный обмен всё равно будет иметь место. Потому если де-юре конвертацию валюты запретить можно, а де-факто это скорее популистское заявление».
По словам аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антона Сороко, такое предложение можно назвать словесной интервенцией, попыткой давления на российские власти после ввода со стороны РФ ответных санкций, сильно ударивших по некоторым странам ЕС, в частности по Польше.
«На практике единственный теоритически возможный вариант реализации этого заявления – запрет западным компаниям расчетов в рублях (то есть внутри России валютный рынок сохранится), – говорит главный аналитик «Бинбанка» Наталья Шилова. – Многое зависит от формулировок – если запрет использовать рубль в торговых расчетах (что противоречит приверженности теории свободных рынков и свободного курсообразования на Западе), то по факту ничего не изменится – все контракты и так заключаются в валюте. Если будет вводиться запрет на расчеты с рублем, то сложности возникают в финансовой сфере, западные банки не смогут работать с российской валютой, при этом финансовые институты будут вынуждены распродать активы, номинированные в рублях, и закрыть рублевые счета».
По оценкам экспертов, реализация заявления об исключении рубля из международного финансового оборота на практике равна нулю, а соответственно, и угрозы в этом отношении нет никакой ни для России, ни для ее граждан.
«Похожие меры финансовой изоляции применялись, в частности, к Ирану, однако если Иран – это 22-я страна по объему ВВП, то экономика России, по разным оценкам, занимает 6-8 места. И пытаться изолировать ее – это то же самое, что пытаться вычеркнуть Канаду, Италию или Бразилию, процесс для мировых держав также достаточно болезненный», – говорит Наталья Шилова.
«Предлагаемое ограничение европейским чиновником маловероятно и сложнореализуемо и потребует огромных изменений практически во всех отраслях экономики, – соглашается Антон Сороко. – Во-первых, не все мировые страны поддержали санкции против РФ и поддержат их в будущем. Соответственно, возможность продолжать обменивать рубли на другие зарубежные валюты у нашей страны все равно останется. Во-вторых, конвертация все равно происходит при торговле со странами ЕС и США – пока обоюдные санкции затрагивают меньшую часть этих отношений. Долларовая выручка все равно будет появляться у крупных экспортеров, которым нужно будет её конвертировать. Конечно, здесь возможен вариант, при котором она сразу же будет направляться на покупку товаров и услуг за рубежом, но при таком развитии событий логично предположить жесткие ответные меры со стороны РФ. Сразу встанет вопрос о валюте, в которой ведется торговля российскими углеводородами. Западным странам это точно не понравится – покупать российские энергоресурсы за рубли, а ведь это будет единственным адекватным ответом со стороны нашей страны. Думаю, что не стоит сейчас говорить о том, чтобы полностью свернуть торговлю энергоресурсами – это может привести к новому витку мирового кризиса, инфляции издержек в развитых экономиках и замедлению темпов роста развивающихся. Слишком спорная мера, которая может не оставить возможности для дальнейшего диалога между политиками США, ЕС и России».
По словам Александра Тымчука, отмена конвертации рубля нанесёт взаимный урон для всех сторон. «Международные рублёвые карты различных платёжных систем перестанут быть международными, ведь ими невозможно будет расплачиваться за пределами России, а это огромные убытки для этих корпораций.
Не стоит забывать и про множество международных контрактов, заключенных в рублях. Они взаимовыгодны как для России, так и для иностранных поставщиков (покупателей)», – говорит эксперт.
Наталья Шилова отмечает, что теоретически на жизни простых граждан исключение рубля из международного финансового оборота может сказаться резким падением курса рубля, сложностью с покупкой некоторых западных товаров, ростом цен. Возможен пересмотр потребительской корзины в пользу товаров из стран, не подключившихся к запрету. «Однако данный сценарий представляется маловероятным, начало переговорного процесса по Украине и возможное снятие санкций по мере стабилизации ситуации представляется более реалистичным», – отметила Наталья Шилова.
«Пока дело идет к тому, чтобы наоборот смягчить санкционный режим между ЕС и Россией ввиду значительных потерь со стороны бизнеса», – добавляет Дарья Желаннова.
Фото: Фото с сайта Inspiration-inbox.com