Давать детям карманные деньги или нет? – вопрос, который служит предметом бурных дискуссий у родителей. Одни считают, что ребенку деньги не нужны до тех пор, пока он сам не начнет зарабатывать, но даже в этом случае он должен отдавать им зарплату. Другие полагают, что деньги ребенку следует давать вне зависимости от обстоятельств в семье. Чтобы разобраться в этих вопросах, сайт Dengi63 поговорил с экспертами.
В этом году 1 сентября в школы Самарской области направились 296 тысяч учащихся, из них впервые сели за парты 32 тысячи первоклассников. Многие родители, особенно те, чьи дети идут в первый класс, задумываются над тем, с какого возраста можно выдавать детям карманные деньги и нужно ли это делать?
Известно, что в Германии родители начинают выдавать небольшие суммы денег детям уже с пяти лет. Но при условии, что ребенок будет сам распоряжаться этими финансами. Кроме того, с каждой выданной суммы родители взимают какую-то часть в качестве налога, приучая таким образом детей с «молодых ногтей» платить налоговые сборы.
Во Франции детей с раннего возраста приучают копить деньги и вести их финансовый учет. Если же ребенок себя плохо ведет, то родители могут штрафовать его.
В США принято, что дети получают деньги только за какую-то работу, например, за помощь по дому или в саду, многие подростки еще до совершеннолетия работают в кафе или моют машины.
«Давать деньги детям в садике, да и в начальных классах школы, я считаю лишним. Ребенок в таком возрасте еще не понимает ценности денег, поэтому не сможет оценить такого шага родителей и то, зачем они вообще нужны. Конечно, мы даем сыну какие-то деньги, но в нашей семье принято, что он складывает их в свою копилку», – считает жительница Самары, мама 6-летнего Олега Ирина Федорова.
«Я против того, чтобы давать ребенку с собой в школу много денег, – рассказала мама пятиклассницы Ольги Елена Сапогова. – Сейчас я выдаю незначительные суммы 20-50 рублей на сок или еду в буфете. Конечно, я не могу проконтролировать, потратила ли дочь их по назначению, но доверяю ей. В принципе, я не вижу того, чтобы другие дети в нашем классе приносили в школу крупные суммы. Пока благосостояние одноклассников можно оценить только по дорогим гаджетам – планшетам, дорогим сотовым телефонам».
С какого возраста давать деньги детям?
«Если мы хотим вырастить самостоятельного, разумного, думающего человека, мы не можем лишать его возможности пытаться быть таким с раннего возраста. Не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, которая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста и даже раньше, чем начинают считать до десяти. Этому не стоит удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии. Кроме того, наши чада замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Таким образом, «Хочу!», которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в «Купи!» у 4-5-летних», – говорит кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) Елена Савицкая.
Тем не менее, пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление оградить детей от материальных проблем может воспитать у них иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи, – констатируют специалисты. Есть и другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости. Такое отношение в семье к деньгам может воспитать в ребенке алчность и зависть. «Трудная задача родителей – найти золотую середину», – говорит Елена Савицкая.
«Наличные деньги для детей – это вопрос самостоятельности, – считает депутат городской думы Самара, член комитета по образованию и науки, директор школы №58 Самары Алексей Дегтев. – Если дети не будут пользоваться товарно-денежными отношениями с раннего возраста, это может стать колоссальным упущением. Это как задачи и примеры во время обучения в школе. Они нужны не просто для того, чтобы их решить, а для того, чтобы человек на их основе мог что-то понять, а в дальнейшем успешно социализироваться в обществе. Если родители начнут выдавать ребенку деньги только в 18 лет, то он будет, мягко говоря, беспомощным. Поэтому к самостоятельному распоряжению финансами нужно приучать с раннего возраста и упускать этот период, на мой взгляд, было бы нецелесообразным и неправильным».
По оценкам психологов, стремление к независимости у многих детей появляется уже в 7-8 лет. «Важно дать ребенку почувствовать, что вы это понимаете и готовы его поддержать. Давая ему раз в неделю определенную сумму, которой он может распоряжаться сам, родители делают важный шаг к воспитанию чувства ответственности у ребенка», – считает Елена Савицкая.
Карманные деньги – не зарплата
Есть мнение, что следует выдавать детям денежное вознаграждение за хорошие оценки в школе и работу по дому. Эксперты утверждают, что деньги для детей не должны стать способом поощрения или наказания. Это лишь инструмент, который помогает научить их распоряжаться своими финансами.
Если родители выдают ребенку карманные деньги, то они должны четко обозначить, что это не за пятерки, не за выполнение домашнего задания, не за помощь по дому. Это категорически не за что-то. «В этом то и состоит подвох, – объясняет детский психолог Татьяна Овчаренко. – Если деньги выдаются как оплата за хорошее поведение, хорошую оценку, за то, что ребенок просто помыл посуду или убрал дом, то духовные ценности подменяются материальными, тогда для него все будет оцениваться в деньгах. При этом запросы с возрастом будут расти – сегодня ему нужно 100 рублей, завтра уже тысяча. Будет ли справляться родитель с такими запросами?»
«Задача родителей – выработать интерес к учебе как таковой или помощи родителям, а не подменять их интересом к деньгам, – добавляет Елена Савицкая. – Всё это не значит, что успехи сына или дочери в учебе или других делах отмечать вообще никак не нужно. Наоборот, подарок к окончанию учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка и как знак внимания к его делам. Объясните ребенку смысл выдачи карманных денег и договоритесь с ним о том, какие расходы они будут покрывать».
Советует к.п.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии ПГСГА Елена Савицкая
- Ребенок не должен чувствовать себя ниже друзей. Если вы отдали ребенка в элитную школу, его материальные возможности не должны намного отличаться от возможностей его соседа (ни вверх, ни вниз).
- Штрафы за низкую успеваемость и шалости не должны иметь места, но допустимо участие ребенка в восстановлении испорченного им имущества.
- Родители не должны нарушать взятые денежные обязательства. Нельзя сначала дать ребенку денег, а потом забрать их под каким-то предлогом. - В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты работой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег бывают очень значительными. Так родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильно. Ребенку требуются родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются их заменить.
Стоит ли требовать отчета за каждую копейку?
Родители должны готовить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно принимал финансовые решения, распоряжался ограниченными ресурсами. Он должен понимать, что ему следует рассчитывать свои траты, исходя из своих материальных возможностей.
«Сначала вы можете помогать планировать траты, но не переусердствуйте. Если родители жестко контролируют ребенка, это лишает практику выдачи карманных денег всякого смысла, – говорит Елена Савицкая. – Ведь карманные деньги должны помочь ребенку научиться разумно подходить к тратам».
По словам Алексея Дегтева, контроль также должен быть привязан к возрасту ребенка.
«На мой взгляд, следует минимизировать отношения ребенка с наличностью. Когда есть наличные деньги, то ребенок может пройти мимо школы, купить в буфете не полезную кашу, а сосиску в тесте и колу. Мир сейчас уходит от наличных расчетов в безналичные. Сегодня есть карты для оплаты общественного транспорта, обеды в школе родители оплачивают по безналичному расчету, также многие банки предлагают отдельные карты для детей, где родители со своего счета могут выделять определенную сумму ребенку и получать отчет о том, как и где она расходуется. Конечно, дети постарше, нуждаются в том, чтобы им выделяли наличные средства. Например, если старшеклассник захочет пригласить девушку в кино, на выставку или в театр, то ему нужны деньги, нужны они и в случае, если ему нужно решить вопрос собственной гигиены», – говорит Алексей Дегтев.
По словам эксперта, ребенок должен привыкать быть подотчетным, в том числе держать ответ и перед самим собой.
«Нужно выработать привычку, что если ребенку необходимы деньги, а у родителей есть возможность, то они всегда поддержат. Но человек должен уметь грамотно вести бюджет, и здесь нет возрастных ограничений», – говорит он.
В то же время психологи предупреждают: не следует осуждать то, как ребенок распорядился деньгами. Раз потратил – значит, так посчитал нужным. Лишь самостоятельно, а иногда и на собственных ошибках, ребенок сможет научиться рационально расходовать деньги, рассчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.
«Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное от второстепенного. Если у родителей деньги не стали самоцелью, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место», – подытожила Елена Савицкая.
Фото: Фото с сайта: keepsimple.ru