Захоронения эпохи поздней бронзы стали доступны для исследования археологами благодаря организации «Транснефть – Трубопроводная строительная дирекция», прокладывающей магистральный продуктопровод «Волгоград – Тихорецк» в рамках второго этапа строительства проекта «Юг».
Курган, сооруженный в эпоху поздней бронзы (II тысячелетие до н. э.) с погребением мужчины и осколками ритуальной чаши рядом с ним – такую находку сделали в ходе особой экспедиции археологи в Светлоярском районе Волгоградской области близ железнодорожной станции Тингута. О том, из какого времени родом этот человек, ученым рассказала характерная «скорченная» поза захоронения: его ноги поджаты к голове, одна рука находится перед лицом, а вторая на теле. Еще одна особенность того периода – тело древнего мужчины уложено в могильник на левый бок, а темя строго направлено на северо-восток. Специалисты отмечают: несмотря на то, что основной ареал обитания племен срубной культуры простирался от Урала до Причерноморья и Приднепровья, сегодня на волгоградской земле подобные захоронения встречаются весьма редко.
Через несколько месяцев, почти в семи десятках километрах от Волгограда, «Транснефть – ТСД» начнет строительство головной перекачивающей станции магистрального продуктопровода «Волгоград – Тихорецк».
Однако, перед тем, как начать работы в Волгоградском регионе, строители-нефтяники должны исследовать обозначенный маршрут с участием ученых-археологов, а все сделанные находки передать в Волгоградский областной краеведческий музей для изучения истории и культуры родного края. Об этом гласит 73 Федеральный закон страны «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Так, в районе Тингуты, в ходе совместной работы было выявлено порядка 19 захоронений, покоящихся в двух курганах – «Тигунтинском» и «Тигунтинском-1». Десять из них, по словам начальника штаба строительства №6 ООО «Транснефть – ТСД» Виталия Родионова, «попали» под сооружения проектируемой перекачивающей станции, и сейчас их исследуют ученые.
«Все археологические работы проходят в рамках наших проектно-изыскательских работ. Мы уже провели пробы грунтов и экологический мониторинг местности, во время общественных слушаний по регионам рассмотрели все пожелания владельцев земель, где будет строиться объект, и только потом приступили к археологическим изысканиям, – отметил Виталий Родионов. – При строительстве мы ставили перед собой задачу уйти от загрязнения окружающей среды, поэтому на наших объектах стоит максимальный коэффициент надежности для природы. А то, что археологи находят в земле – передаем на благо общества».
Уникальные археологические находки были обнаружены на первом этапе строительных работ еще в марте этого года, и уже сейчас, в середине ноября, захоронения исследованы практически полностью. Археологи признаются: все работы выполнены с максимальным качеством и в рекордные сроки.
«Гражданская обязанность любого руководителя крупного бизнеса – это сохранять культурно-исторические ценности нашей страны и способствовать их приумножению. На моей практике, все раскопки обычно происходят года через два после разработки проекта, а то и больше, – заметил начальник археологической экспедиции Иван Тупалов. – Здесь же строители подошли к работе не просто добросовестно, а на высочайшем уровне. Они предоставили нам планы всех скрытых в земле коммуникаций, чтобы во время работ не случилась авария, создали все условия, чтобы мы пополнили коллекцию историко-культурных ценностей Волгоградской области. Археологам в рамках охранно-спасательных мероприятий предстоит исследовать еще девять захоронений близ железнодорожной станции Тингута. После того, как ученые проведут все антропологические экспертизы, найденные останки будут перезахоронены, а керамический материал и другие ценные находки будут описаны и в отреставрированном виде переданы в Волгоградский областной краеведческий музей.
Строительство магистрального нефтяного продуктопровода «Волгоград – Тихорецк» начнется уже в будущем году. Головная перекачивающая станция проекта «Юг» появится в Светлоярском районе региона к 2017-му году. Кроме Волгоградской области, где будет проложено 142,5 километра будущего объекта, 495-километровый нефтепродуктопровод с железнодорожной эстакадой пройдет еще через два региона страны: Ростовскую область и Краснодарский край. И каждый километр грядущего проекта будет тщательно исследован местными специалистами-археологами.
Проект «Юг» направлен на создание трубопроводной системы для экспорта российских светлых нефтепродуктов с побережья Черного моря. Кроме возведения перекачивающей станции «Тигунта», этап «Волгоград – Тихорецк» предусматривает строительство к 2018 году перекачивающих станций «Екатериновка» в Ростовской области, приемо-сдаточного пункта на существующей ПНБ «Тихорецкая» в Краснодарском крае и строительство ж/д эстакады.
Фото: Фото предоставлено компанией Транснефть, видео Петра ЛУКАШИНА