Рост цен на продукты этой зимой превысил показатели последних 15 лет, констатируют в Минэкономразвития РФ. Инфляция вынуждает людей пересмотреть ежедневный рацион и перейти на более дешевые продукты. Аналитики в свою очередь прогнозируют, что расходы на еду будут только возрастать, а вот на рост зарплат рассчитывать не приходится.
За последний год продукты подорожали более чем на 20%, говорится в обзоре текущей ситуации в экономике, опубликованном Минэкономразвития РФ. Сильнее всего подскочили цены на социально значимые товары, за год они подорожали на 21,6%, остальные прибавили в цене 16,3%.
В числе основных причин роста цен этой зимой экономисты ведомства называют девальвацию рубля и последствия эмбарго на импортные товары. По подсчетам ведомства, это увеличило годовой показатель инфляции еще на 6,8-7%. «Влияние девальвации рубля, составившей с сентября свыше 70%, распространилось на все сегменты потребительского рынка, – отмечается в обзоре. – Также в январе эффект продовольственного эмбарго усилился в 1,5 раза против декабря, в результате сезонных факторов, внеся в январскую инфляцию 2-2,1%. Наложение эмбарго на продовольственный импорт из стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии привело к сокращению предложения товаров, ослаблению конкуренции и разбалансированности продуктовых рынков. В силу этого в наибольшей мере в январе усилилась продовольственная инфляция».
В подорожании ряда продуктов, по мнению экономистов, виноваты и сами потребители. Так, в январе сильно выросли в цене дешевые российские товары длительного хранения, что было обусловлено повышенным спросом на них в связи с усилением инфляционных ожиданий, а также отставанием роста цен от инфляции.
Топ-10 подорожавших продуктов
Беспрецедентный всплеск цен в начале года наблюдался также на овощи и фрукты (22%). Только за месяц традиционно наиболее востребованные овощи – капуста, морковь и лук – выросли в цене почти на 28%, картофель – на 17,4%, фрукты и цитрусовые подорожали на 16,7%.
«Столь высокий рост, прежде всего, обусловлен резким сокращением предложения в межсезонный период (импорт из стран дальнего зарубежья, по данным ФТС, сократился примерно на 40%, а реализация отечественной продукции на внутренний рынок осталась на уровне прошлого года). Также выросли отпускные цены и логистические издержки, в том числе из-за смены поставщиков–импортеров (удлинилось транспортное плечо, снизилось качество продукции и другие)», – считают в ведомстве.
Подорожание товаров вынуждает россиян еще сильнее затянуть пояса. Так, по наблюдениям исследователей холдинга «Ромир», потребители переключились на более дешевые товары, сократили потребление подорожавших продуктов или совсем отказались от деликатесов.
В Общественной палате России отмечают: за последние полтора месяца интерес покупателей сместился с продуктов более высокого ценового сегмента на продукты питания постоянного спроса. По словам члена ОП РФ Владимира Слепака, если раньше граждан больше интересовало подорожание мяса, птицы, рыбы и фруктов, то сегодня они все чаще возмущены ростом цен на сахар, крупы и овощи.
«Больше всего покупателей возмущает тот факт, что цены повышаются на продукты отечественного производства. Кроме того, указанные сети относятся к категории эконом-класса. Целый ряд обращений содержит информацию о повышении цен на сыры и молочные продукты, причем независимо от производителя, названия и марки», – сообщил он.
Но даже оптимизация потребительской корзины не помогает нивелировать влияние роста цен на семейный бюджет. По прогнозам аналитиков «ВТБ Капитал», рост цен и снижение доходов приведут к тому, что расходы на продукты питания за год возрастут до 50-55% семейного бюджета. Для сравнения: осенью прошлого года у россиян на еду уходило около 36% доходов семьи, а к концу года доля продовольствия в семейных расходах выросла до 40%, сообщили «Ведомости». Так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008–2009 годов.
Опрос читателей нашего сайта показал – уже сегодня почти 40% семей тратят на продукты более половины своего бюджета. Так, каждый четвертый горожанин вынужден отдавать на еду от 50 до 70% семейного бюджета, каждый седьмой – более 70%, в том числе 5% респондентов отмечают, что их доходов хватает только на покупку продуктов. 29% горожан в настоящее выделяют на питание от 30% до 50% семейного бюджета. Более обеспечены лишь треть читателей сайта – у них на эти расходы уходит менее трети дохода семьи.
Добавим, что в конце февраля Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) выступила с инициативой о фиксации розничных цен на некоторые товары. В ФАС посчитали эту идею допустимой.
«Такое однотипное поведение торговых сетей обусловлено их стремлением к социальной ответственности. Сети сами выберут те группы товаров, на которые будут зафиксированы цены. Мы надеемся, что сети смогут исполнить те обязательства, которые они на себя берут», – отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
Позднее стало известно, что заморожена в цене будет корзина из 20 социально значимых товаров. Однако есть и опасения, что цены зафиксируют уже после их роста. В частности, отмечают в Общественной палате, больше всего россияне этой зимой жаловались на торговые сети «Магнит», «Дикси», «Ашан» и «Атак». Они же и оказались в числе инициаторов «заморозки».