По итогам второй волны совместного исследования Промсвязьбанка и ОПОРЫ Россиии «Индекс Опоры RSBI»* в 4 квартале 2014 года зафиксировано серьезное ускорение спада деловой активности в сегменте МСБ. Индекс RSBI, отражающий самочувствие компаний малого и среднего бизнеса по итогам 4 квартала 2014 года, составил 39,8 п., что ниже показателя предыдущего квартала на 6.2. п.**
Все основные компоненты индекса продемонстрировали снижение значений в 4 кв. 2014 года и находятся ниже уровня в 50 п. за исключением составляющей, связанной с кадрами. Наибольший вклад в сокращение RSBI внесли Продажи.
Значение отраслевых индексов находится существенно ниже отметки в 50 п. Продолжение снижения деловой активности в 4 кв. 2014 года наблюдалось во всех трех секторах: сфере услуг (39,7 п.), торговле (40,5 п.) и производстве (39,5 п.). Наиболее сильное квартальное падение было в производстве.
Среди дополнительных компонентов индекса RSBI наиболее сильное снижение продемонстрировали два индикатора: Бизнес-ожидания и Прибыль.
Снижение компонента Прибыль является следствием ухудшения значения других компонентов. В частности, сокращением выручки (компонент Продажи), сокращением количества клиентов/покупателей и самое главное – ростом себестоимости. Компонент Себестоимость показывает минимальное значение среди всех остальных составляющих индекса RSBI.
«Темпы деловой активности в сегменте малого и среднего бизнеса заметно падают, этому способствует целый набор взаимосвязанных факторов, среди которых неопределенность в экономике, валютные колебания, рост ставок. На фоне происходящего прибыль предприятий заметно снижается, число дефолтов становится больше. Индекс RSBI по итогам 4 кв демонстрирует ухудшение ожиданий предпринимателей относительно перспектив собственного развития», – прокомментировал заместитель председателя правления «Промсвязьбанка» Константин Басманов.
ПАО «Промсвязьбанк»
«Индекс Опоры RSBI»* – регулярное исследование бизнес-настроений в сегменте микро, малых и средних предприятий, которое проводит Промсвязьбанк и агентство маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research. Проект реализуется при поддержке Общественной палаты России и общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Полученные результаты отражают мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов исследования. Значение индекса RSBI выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов – снижение деловой активности. Индекс рассчитывается ежеквартально и основан на данных опроса руководителей компаний МСБ.
*Прежнее название – PSB Small Business Index (Индекс PSBI)
** По итогам 1-й волны Индекса была скорректирована методика исследования. Интегральный показатель теперь рассчитывается по 4 основным показателям: продажи (вес -0,3), доступность финансирования (вес -0,25) , готовность к инвестициям (вес – 0.25) и кадры (вес – 0,2). Сами компоненты Индекса не претерпели изменения, поменялись лишь веса и количество используемых компонент (с 9 до 4), итоги 1-й волны были пересчитаны с учетом правил новой методики. По мнению организаторов исследования, смена методики обусловлена высокой корреляцией по таким показателям как: цены реализации, количество клиентов и покупателей. Совокупность показателей выручки и себестоимости проецирует прибыль. Решено заменить комплекс этих показателей одним – продажами, как объединяющий. Исключен из расчета показатель бизнес-ожиданий, как дублирующий сам индекс RSBI. Явно занижены веса таких показателей как доступность финансирования и инвестиции, при этом завышены веса, которые по совокупности дают прибыль и продажи (5% против 75%). Решено повысить веса доступности финансирования и инвестиций. При этом выбывшие показатели сохранены для дальнейшего анализа, как дополнительные и уточняющие, но в расчете итогового значения не участвуют.