К августу россияне накопили 220 млрд рублей долгов за коммунальные услуги. ЖКХ занимает вторую строчку в рейтинге неплатежей – на задолженность за коммуналку приходится четверть общего долгового портфеля, выяснили в «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН». Доля тех, кто объясняет долги финансовыми трудностями и потерей работы, выросла за последние месяцы на 40%.
Самые большие долги накопились по платежам за тепло, воду и электроэнергию. Так, например, Дальневосточный, Сибирский и Уральский федеральные округа относятся к регионам с низким уровнем газификации, что значительно увеличивает расход электроэнергии, следовательно, и средний счет за коммунальные услуги там намного выше. Около 10% потребителей-должников в России не воспринимают услуги ЖКХ как нуждающиеся в оплате. В отношении коммунальных услуг у россиян сформирована четкая позиция, которая руководствуется принципом: «Платить в последнюю очередь или не платить вообще». Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы – это общее достояние, поэтому платить необязательно.
Нередко жители просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более двух квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях). Эта причина чаще всего встречается в крупных городах: Москве, Новосибирске, Краснодаре, Красноярске, Санкт-Петербурге.
В менее экономически развитых регионах задолженность растет за счет тех, кто временно не проживает в своей квартире – к примеру, собственники уехали на заработки в столицу или более крупный город округа. Таким образом, у них нет стимула оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме – риск остаться, например, без водоснабжения их не пугает.
Если еще два-три года назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать срочные меры по взысканию задолженности с неплательщиков. В качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов.
Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им заем – в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги. Кроме того, увеличены пени за просрочку платежей за электричество, тепло, газ, горячую и холодную воду, а также водоотведение для потребителей по сравнению с действующими: 23,2% в год от суммы долга (1/130 ставки рефинансирования ЦБ) с первого дня просрочки. Такие же пени, но уже с 31-го дня просрочки могут быть введены для граждан за неоплаченные коммунальные услуги.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина