Россияне всё чаще приобретают одежду, обувь, косметику и электронику в иностранных интернет-магазинах. Российские интернет-ритейлеры, уступающие в ценовой борьбе, нашли способ борьбы с зарубежными конкурентами. Отразится он в первую очередь на кошельках обычных граждан.
Объем покупок россиян в иностранных интернет-магазинах в I квартале 2016 года вырос на 106%, до 70 млрд рублей, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Количество входящих международных отправлений с товарным вложением в январе-марте 2016 года достигло 48 миллионов штук против 17 млн годом ранее.
В абсолютном большинстве это покупки низшего ценового сегмента. По данным АКИТ, примерно 60% всех покупок в иностранных интернет-магазинах по стоимости не превышают 22 евро, а 95,5% покупок укладываются в сумму 150 евро. Российские же онлайн-магазины работают в среднем сегменте, и объем заказов в них в начале года вырос всего на 3%. Рост покупок из Китая – это смещение спроса в сторону более дешевых товаров. Кроме того, в отличие от российских ритейлеров, китайские интернет-магазины не платят в России ни налоги, ни таможенные пошлины, не несут затраты на сертификацию товаров. Поэтому могут предложить покупателю более низкую цену товара, добавляет PR-директор АКИТ Людмила Игнатьева. «Во многих сегментах маржинальность бизнеса российских ритейлеров не превышает 20%, а в электронике – и 10%. В таких условиях конкурировать по цене с китайскими агрегаторами, которые продают китайские же товары, наши продавцы просто не могут».
Российские интернет-продавцы не первый год борются за создание заградительных пошлин или хотя бы уравнивание условий игры на рынке. До недавнего времени основная часть профессионального сообщества боролась за введение пошлин на посылки весом свыше четырёх килограммов. Напомним, сейчас можно без уплаты пошлины получать посылки на сумму до тысячи евро и весом менее 31 килограмма ежемесячно. Однако после долгих скитаний по инстанциям эта инициатива не прошла.
Теперь Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает заставить иностранные онлайн-магазины платить НДС в России. Эта идея содержится в справке, которую АКИТ подготовила по поручению президента Владимира Путина. Ассоциация считает, что для иностранных интернет-ритейлеров надо сделать обязательной постановку на налоговый учет, если их выручка в последние три месяца превышает 2 млн руб. Это соответствует норме Налогового кодекса (п. 1 ст. 145) для российских интернет-магазинов. ИНН можно получить дистанционно, а НДС платить с каждой поставки.
По словам представителя АКИТ Алексея Федорова, необходимо обязательно регистрировать все посылки: «Половина не сопровождается информацией, что в них лежит, сколько это стоит и кто отправитель. Сейчас мы пытаемся контролировать, сколько ввез конкретный человек. А контролировать проще каждую посылку, а не покупателей. Кроме того, таможенная пошлина может добавляться на определенные категории товаров или высокостоимостные товары, если это экономически обосновано. Сейчас у нас не выполняется ни одно из этих условий. И норматив в 1000 евро только усиливает дисбаланс в конкуренции в интернет-торговле».
Актуальность проблемы повышается и тем, что перспективы у роста интернет-торговли в ближайшие годы хорошие. Пока делать точные прогнозы сложно, но по мнению руководителя «Яндекс.Маркета» Павла Алешина, рост электронной коммерции в России в 2016 году составит около 10% при росте ритейла ориентировочно на 1%.
Минус нововведения заключается в том, что при выравнивании правил конкрентной борьбы между российскими и зарубежными продавцами крайними останутся покупатели, отмечает финансовый аналитик Игорь Злобин: «У российского бизнеса свои представления о разумной прибыли, сильно отличающиеся от мировых. Если в других странах 5-7% это уже успех, то у нас даже 20% кажется мало. Интернет-магазины не хотят корректировать свои цены. Предлагаемая мера выльется в инфляцию для рядового покупателя и ни к чему хорошему не приведёт».
Неоднозначно оценивают предлагаемые поправки и в Федеральной налоговой службе. Большинство зарубежных онлайн-магазинов для ведения продаж российским потребителям используют международные интернет-площадки, такие как Amazon, eBay, AliExpress, через которые оплата поступает продавцу напрямую. Ввиду этого, регистрация подобных площадок в Федеральной налоговой службе для оплаты НДС не поможет решить проблему.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com