В магазин, в аптеку, на прогулки с собакой и на работу со справкой. Самарцы живут в режиме строгой самоизоляции, который, естественно, не предусматривает процедуры ухода за собой вне дома. Многие эксперты и вовсе пророчат крах этой отрасли. Мы поговорили с директором салона красоты в Приволжском микрорайоне Самары Юлией Шрейбер. Индивидуальный предприниматель рассказала, как она и ее коллеги переживают вынужденный простой в работе, какие планы строят и на какие процедуры самоотверженно пытаются попасть их клиентки.
«Хотят и сейчас постричься, покраситься и сделать маникюр»
— Насколько сильно сказалась всеобщая самоизоляция на работе салона?
— В нашем салоне можно постричься, покраситься, сделать маникюр и педикюр, сделать прическу и макияж. Огромный спад клиентов начался еще с 25 марта, когда Владимир Путин рекомендовал всем посидеть дома. Для кого-то это были просто каникулы, а мы, обслуживающий персонал, забили тревогу — начали предупреждать клиентов о том, что если они болеют или чувствуют хоть малейшее недомогание, то лучше перенести запись. Мы не хотим стать посредниками в распространении коронавируса, не хотим им заразиться и перезаражать клиентов и свои семьи. Мы за здоровье — и свое, и своих клиентов, так как очень ими дорожим.
Уже тогда проходимость салона и продажи наших услуг упали на 85%, а потом и на все 100%. Сейчас мы не работаем. Правда, многие звонят и интересуются, открыт ли салон: хотят постричься, покраситься или сделать коррекцию маникюра. Хотя, если честно, не знаю, куда все собрались сейчас ходить.
Нам очень повезло с арендодателем. Он предоставил нам арендные каникулы. Я заплатила авансом, а он вернул мне часть суммы за нерабочую неделю. Очень хорошо, что он не перекинул деньги на май, а отдал сейчас, теперь мы можем потратить их в семьях. Арендодатель обещает возместить нам и последующие дни, которые объявят нерабочими.
— Возникли перебои с доставкой необходимых средств? Опасаетесь, что такое может случиться?
— Мы работаем в основном на испанских и питерских красителях. Поставки ни тех, ни других не приостанавливались. В Самаре на складах до карантина было достаточно испанских красителей. Как будет потом, не знаю. Но в любом случае мы сможем найти альтернативу и полностью перейти на отечественный продукт. Ведь спрос на наши услуги складывается не только от того, на чем мы работаем, но и от того, насколько качественно мы это делаем.
«Многие салоны не выплывут, выживет сильнейший»
— Как обстоят дела с кадрами? Нет в планах сокращения штата, чтобы меньше денег уходило на зарплаты?
— У меня работают 10 человек. Все они профессионалы, и прощаться ни с кем не собираюсь. От вынужденного простоя девочки сильно не пострадали, у всех есть, пусть и небольшая, финансовая подушка безопасности. Конечно, у многих есть кредиты и ипотеки, и не знаю, как мы все будем выживать, если салон не начнет работу через 2–3 месяца, но на этот месяц я спокойна — никто из моих сотрудников не голодный. Я всех поддерживаю, и, если надо будет, поддержу и финансово.
— Какие прогнозы делают эксперты в сфере индустрии красоты? Когда ситуация выровняется?
— Я сама работаю в сфере индустрии красоты много лет, как индивидуальный предприниматель — с 2007 года — и считаю себя тоже в какой-то мере экспертом. Я считаю, что ситуация наладится в нашей области примерно к июню. Да, многие салоны красоты не выплывут из кризиса, но выживет сильнейший и встанет на рынке еще крепче, чем был, освоит новые области и находки в бизнесе. У меня на этот счет очень положительный настрой. Нынешнее время надо просто пережить.
Я верю в лучшее. Верю, что клиент к нам вернется. Нестрижеными и некрашеными ходить никто не будет. В зависимости от того, какое материальное положение после этого кризиса будет у наших клиенток, будем продумывать акции, скидки, специальные предложения. Возможно, даже на какое-то время снизим цены на наши услуги, если многие клиенты останутся без работы. Но пока еще конкретно об этом не думала.
— Многие сейчас сравнивают кризис 2020 года из-за тотального карантина, закрытия границ и скачка валюты и кризис 2008 года. Каково ваше мнение на этот счет?
— В 2008 году я только открыла свой первый салон, и тогда это было сложное время для людей, потому что у многих не было работы и не было денег. Сейчас ситуация немного иная. Сейчас у многих людей есть деньги, но некуда их потратить. Нет возможности уехать за границу, сбежать от проблем, разрешено только ходить в магазин и покупать еду. Сейчас уравнялись богатые и бедные. У богатых нет возможности лететь на Мальдивы, потому что границы закрыты, и они сидят дома. У бедных едва хватает денег на гречку, и они тоже сидят дома.