
Декабрь и январь — время повышенного спроса на товары и услуги. Самарцы готовятся к длинным праздникам и закрывают задачи, которые не хотят тянуть за собой в Новый год. Вопрос в том, куда именно они понесут свои средства: в кассы магазинов или на счета онлайн-площадок. На что делать ставку, как бороться за виртуального и «живого» покупателя и не просесть? Лайфхаками по продвижению перед Новым годом делятся пять непохожих друг на друга самарских компаний и эксперты рынка цифровых сервисов.
В 2020-м году потребительская активность по известным причинам заметно сместилась в сторону онлайн-покупок. Самара в этом отношении стала особо показательным примером. Она обошла по темпам роста заказов товаров и услуг в сети все города-миллионники России. По сравнению с прошлым годом, спрос на шопинг в интернете среди жителей областной столицы вырос почти в 6 раз. В Москве, Ростове-на-Доне и Омске — лишь в 2 раза. К такому выводу пришли аналитики МТС, изучив обезличенные данные об активности интернет-пользователей из крупных российских городов на 29 975 приложениях и сайтов.

Предприниматели со статистикой согласны: заметный спрос на удаленные услуги сейчас показывают и онлайн-площадки с опытом, и новички, экстренно запрыгнувшие на платформу интернет-торговли. И в новогодний период он будет стабильно высоким.
Но не все так однозначно: во-первых, отказаться от «физических» точек продаж пока не готовы ни покупатели, ни продавцы. Во-вторых, дистанционные решения не сразу приживаются даже там, где кажутся очевидными. В-третьих, симбиоз офлайн и онлайн возможен даже в самых неожиданных сферах. Компании, которые существуют сразу в двух системах координат, рассказали, как и почему продвигать в новогодний период нужно оба направления.
За двумя зайцами: поймали и прокачали обоих
Предприятия, которые давно балансируют между собственными торговыми точками и удаленным сервисом, делают уверенные прогнозы на грядущий сезон. Так, представители завода БКК отмечают: спрос на доставку кондитерских изделий этой зимой покажет положительную динамику по сравнению с прошлым годом. В том числе благодаря тому, что интерес к услуге позволил компании пересмотреть ее условия: в 2020-м сервис стал доступнее по цене, а география его работы шире.
— В то же время, мы считаем, что интерес к фирменным магазинам будет стабильным для декабря-января за счет тематического новогоднего ассортимента в наличии. Поэтому наши торговые точки с учетом всех правил и рекомендаций продолжат работать в обычном режиме, — рассказали на предприятии.

Вовремя переобулись: онлайн растет, офлайн держит марку
Онлайн-версия бренда «Софита» работает меньше года — сеть обувных магазинов открыла продажи на сайте и крупных маркетплейсах аккурат перед началом самоизоляции. По словам представителя компании, сейчас количество продаж в интернете прирастает ежедневно. При этом все магазины сети с соблюдением действующих норм и ограничений открыты для покупателей.
— В этом направлении мы сделали ставку на сопровождение наших консультантов-стилистов. Они лично общаются с покупателями и помогают собрать полный образ из ассортимента в наличии, — поделились в компании. Что же касается сезонного спроса, то мы стимулируем его за счет постоянного обновления коллекций, товаров в качестве подарков к Новому году и рождественских скидок на них.
Деньги не на ветер: как рассказать о себе всем и не разориться
Смещение бизнеса из офлайн в онлайн повлекло за собой и изменение подхода к продвижению товаров и услуг. По данным МТС, треть компаний, недавно пришедших на рынок, рекламируется исключительно с помощью цифровых сервисов: социальных сетей, таргетированной и контекстной рекламы, постов у блогеров. Как рассказал директор МТС в Самарской области Александр Меламед, 47% опрошенных в результате исследования предпринимателей отметили, что активно пользуются таргетированной информационной рассылкой через SMS и мессенджеры.
На помощь предпринимателям приходит big data мобильных операторов: обезличенные массивы «больших данных» об абонентах как раз и позволяют четко настроить критерии получения вашей рассылки. Проигнорировать такие сообщения невозможно, они приходят сразу на экран смартфона пользователя и не вызывают негатива, если аудитория получателей определена верно и им актуальна и полезна та информация, которой делится рекламодатель. Главное, учесть все критерии при выборе адресатов рассылки: пол, возраст, как часто человек бывает рядом с вашей торговой точкой, какие у него интересы и привычки.
У МТС есть сервис «МТС Маркетолог» с удобным личным кабинетом, позволяющий самостоятельно настраивать любые информационные рассылки и размещать рекламу в социальных сетях. Услуги специалиста по маркетингу и даже фрилансера вам не понадобятся: все можно сделать самостоятельно, уложившись в несколько тысяч рублей.

Альтернативный метод: онлайн сокращает дистанцию
Как показал опыт самарских компаний, оффлайн-продажи продвигают даже бренды, изначально ориентированные на дистанционное обслуживание. Так, сервисы доставки еды не видят смысла отказываться от самовывоза, наоборот — повышают лояльность клиентов.
— По традиции мы запускаем акции и скидки, которые стимулируют клиентов самим прийти за заказом. Это особенно удобно тем, кто живет поблизости. Главное, донести до гостей, что это безопасно, и мы работаем, соблюдая все правила и регламенты, — рассказали руководители сервиса «Кицунэ суши».
В компании ожидают большой декабрьский спрос — в этом году он прирастет за счет корпоративов в офисах и новогодних вечеринок в узком домашнем кругу. В январе активность клиентов будет стабильно ниже. Чтобы ее поднять, сервис принял решение запустить этой зимой альтернативное меню на основе принципов правильного питания и богатых витаминами ингредиентов.
Удаленка в меньшинстве: когда онлайн-услуги уступают традиционным
Несмотря на доступность и удобство онлайн-услуг, в некоторых сферах спрос на них по-прежнему уступает офлайн-обслуживанию. Как рассказали эксперты языковой школы ENGLISHBURGH, подавляющее большинство студентов предпочитают заниматься очно в малых группах — не более 6 человек и со всеми мерами безопасности. Выбор в пользу уроков в Zoom или Skype делают не больше 10% учеников. Впрочем, расклад сил может измениться, когда компания завершит разработку собственной образовательной платформы.
— Если рассуждать о сезонном спросе, то декабрь и январь — для нас время довольно спокойное, несмотря на новогодний ажиотаж. Но мы все равно поддерживаем спрос с помощью соцсетей, продвижения в поисковых системах, смс-рассылки, раздачи листовок и флаеров, — рассказали представители компании.

Такое не купишь в интернете: офлайн-продукт с непредсказуемым спросом
Автомобильные сервисы и мастерские — один из немногих сегментов МСП, которые «устояли» перед тотальным переходом в онлайн. Но и они предложили своим клиентам альтернативы по некоторым услугам. Так, например, сервис NIKAuto предоставил водителям удаленный доступ к видеотрансляциям из боксов — пока машину чинят, владелец может наблюдать за этим с экрана смартфона.
— В целом, за год спрос на услуги не просел, но сейчас прогнозировать активность клиентов в декабре-январе сложно. За 7 лет работы мы убедились, что статистика может быть самой непредсказуемой. Но сейчас вы все равно мы стимулируем интерес к себе публикациями в СМИ, онлайн-справочниках и акциями: для примера, этой зимой при покупке запчастей в нашем магазине клиенты получают диагностику бесплатно, — поделился представитель NIKAuto.
ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат», ОГРН 1026301700039443125, г. Самара, Московское ш., 234
ИП Атласов Андрей Андреевич, ОГРНИП 308637202800030, г. Самара, ул. Молодёжная д.8
ПАО МТС, ОГРН 1106311001367, г. Самара, ул. Урицкого, д. 1 офис 7
ИП Коптева Юлия Владимировна, ОГРН 318631300059770, ул. Георгия Димитрова, 112, кв 35