Икона — это богословие в красках! Она должна быть понятна, написана современником для людей ныне живущих. Такого мнения придерживается основатель «Русской Иконописной Школы» Елена Стажук. Уже 20 лет она пишет лики святых и более 5 лет обучает этому занятию. «Многие люди, в том числе и священнослужители, говорят о том, кто имеет право писать иконы, а кто нет. Врата церкви и иконописной школы открыты для всех. Кто в итоге придет и останется — один Господь знает. Пути Его неисповедимы», — говорит Елена.
Что такое икона и иконопись сегодня? Кто может писать иконы и нужно ли для этого благословение? Какие успехи делают ученики, и почему школа пользуется большой популярностью у наших соотечественников за рубежом? Об этом и многом другом в нашем большом интервью с Еленой Стажук.
«Вокруг церкви пока еще много стереотипов»
— Елена, расскажите немного о себе.
— Я из семьи палехских художников, родилась в Палехе. В возрасте 7 лет поступила в художественную школу. В 18 лет окончила Палехское художественное училище.
Затем я переехала в Самару, окончила Архитектурно-строительный университет, изучала храмовое зодчество. Это помогло мне в понимании специфики церковного искусства.
С 15 лет пишу иконы. Работала в разных стилях: начинала я с палехского, потом работала в византийском, старорусском. В конце концов, пришла к авторскому видению написания икон.
Елена Стажук — иконописец храма Трех Святителей (Самара), магистр архитектуры, участвовала в росписи девяти храмов, член «Союза художников России», член международной ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО, основатель онлайн-школы «Русская Иконописная Школа».
— Как у вас родилась идея создать онлайн-школу иконописи?
— К моменту открытия онлайн-школы я уже более 5 лет обучала писать иконы. Все это время думала, как передать свое мастерство всем желающим. Люди специально приезжали в Самару, чтобы учиться, но такая возможность была не у всех. Я решила вести занятия через интернет. В конце 19 года я познакомилась со своим партнером и продюсером. Мы договорились и создали онлайн-школу. К тому времени у меня уже была разработана программа обучения. На это ушло примерно три года. Для меня это большая ответственность. Потому что я в эту школу вложила всю свою душу, 29 лет обучения и опыт художника.
Конечно, я отталкивалась от Палеха, потому что я потомственный палехский иконописец. Также изучила опыт учебных заведений по иконописи Москвы и Санкт-Петербурга, привнесла в свою программу самое лучше.
Я понимала, что ко мне придут заниматься взрослые люди. И нужно быстро дать им результат. Я разработала технологию, благодаря которой человек может написать икону достаточно быстро. Я вложила в это опыт всей своей жизни художника, а это 29 лет непрестанной работы!
— Получается, что вы разработали свой собственный стиль написания иконы и метод обучения?
— Со своим подходом к жизни и искусству, я довольно передовой художник в этой консервативной теме. С одной стороны, где-то это находит непонимание у старых мастеров. С другой — есть огромная аудитория молодежи, с которой надо работать современными методами.
Консервативность церкви приводит к тому, что молодые люди мало идут учиться церковному искусству. Они думают, что это недоступно, что это что-то старое, плесенью покрытое, у многих ассоциируется с бабушками в платочках. К сожалению, такого еще очень много вокруг церкви.
И моя задача была развеять эти стереотипы, сделать доступным церковное искусство. Потому что я вижу как художник, как мастер — какая в этом красота, какое великолепие и как это важно для души каждого человека.
— А как это помогает в жизни вашим ученикам?
— Есть такое выражение: «Большое искусство — просто жить». Каждый день вставать, открывать глаза, радоваться каждому дню и в этом иметь стабильность. Как этого можно достичь? Когда у тебя внутри все спокойно. Когда ты уже все нашел, что искал, ты можешь каждый день жить счастливо.
«Правильно ли я живу?», «Туда ли я иду?», «Тем ли я занимаюсь?» — вот этих вопросов у иконописцев нет. Когда человек пишет икону, он проделывает сам с собой большую психологическую работу. Вспомнилась мне одна наша ученица. Она выбирала между курсом психотерапии и нашей школой. Выбрала школу и ни разу не пожалела. Потому что здесь она открыла для себя новый мир — мир простой христианской любви, которая есть вокруг. Она помогает и дает силы каждый день.
— Ваши ученики — это обязательно люди воцерковленные (приобщенные к христианской традиции и церковной жизни. — Прим. ред.)?
— Написать икону не придет в голову человеку, у которого в душе совсем нет Бога, никакой веры. А если у человека появилось духовное движение, у него есть шанс углубиться, воцерковиться и идти этим путем.
Мы показываем путь. У нас есть теоретические занятия, которые проходят до того, как человек начинает писать икону. Изучается христианское искусство, основы богословия. Совершенно любой человек может прийти и идти маленькими шагами по этому пути к вере. Ведь создание святого образа — это долгая молитва, разговор с Богом.
«Написала икону Владимирской Божьей матери в 16 лет»
— Как пришло решение о том, что обучение нужно переводить в онлайн?
— В какой-то момент стало ясно, что онлайн-обучение иконописи — это огромное незаполненное пространство. Любое новое дело начинать сложно. Но я очень активный человек, очень люблю свое дело, и меня вдохновляют успехи тех людей, которые пришли ко мне учиться.
Сначала у меня были офлайн-группы. Они и сейчас занимаются. Но в нашей мастерской при храме Трех Святителей очень немного наших учеников могут получить образование: размеры площадки ограничены. А люди просятся еще, многие приводят своих родных и знакомых. Есть огромная потребность в обучении у жителей других городов.
И мы создали «Русскую Иконописную Школу», в которой занятия ведутся через интернет. Это стало возможным благодаря нашей замечательной команде. В ней на постоянной основе работает 15 человек и несколько групп работают на субподряде. Конечно, открытие школы не произошло бы и без помощи и поддержки окружения. В первую очередь, отца-настоятеля храма Трех Святителей, протоиерея Алексея Гладуна, моего духовного наставника.
Один из ведущих маркетологов страны Александр Белгороков дал оценку нашей онлайн-школе с точки зрения организации и позиции на рынке.
— А есть у вас разделение учеников по степени подготовленности? Ведь рисовать умеют далеко не все.
— Вот здесь я бы не делила людей. Потому что уже есть опыт, который показывает, что несколько самых лучших работ нашей школы написаны не рисующими людьми.
Методика обучения построена от простого к сложному. Первая ступень — постановка руки. Здесь есть несколько упражнений: это еще не икона, это работа на бумаге. Человек выполняет части ликов: нос, глаза, губы, в целом лик. И это тренировочные упражнения, во время которых видно, как работает рука у человека. Бывает так, что математик не рисующий делает это идеально. Почему так? Потому что Господь нам всем, каждому человеку, заложил способность к творчеству. А раскрыл ее человек или нет, это вопрос. Иногда раскрывает. У меня, например, на офлайн-уроках есть ученица — страховой агент, работает в больнице. И она написала лучшую икону в своем классе.
Программа одна для всех, но некоторым людям требуется большее количество повторений для наработки одного технического момента. Кто-то его с первого раза сделает, кто-то сделает его с третьего или с пятого раза. Но положительный результат получается у всех.
— Чему еще вы учите своих слушателей?
— Одна из основных задач «Русской Иконописной Школы» — помочь человеку вспомнить историю своего народа, традиции. Раньше каждая семья имела писаные иконы, к этому стремились. Икона — это семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение. На вебинарах я рассказываю людям, что они могут своими руками создать семейную реликвию. Например, как у меня. Я написала в 16 лет икону Владимирской Богоматери. С точки зрения техники — детская работа, на мой взгляд. Но, несмотря на это, именно она со мной осталась навсегда. Я потом много разных икон написала, но вот эта осталась в семье. И меня мама этой иконой на брак благословляла.
Сейчас иметь дома писаную икону недоступно по нескольким причинам: дорого, не понятно, у кого заказать, без личного контакта с иконописцем люди не рискуют заказывать в интернете. А когда они создают святой образ своими руками, то в него всю свою душу вкладывают. Человек собственными руками творит историю своей семьи, пишет — и понимает, что эту икону он подарит своему ребенку, а тот — своему ребенку.
Икона Казанской Богоматери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.
— Как вы выбираете сюжеты для своих учеников? Например, какую икону они пишут самой первой?
— Что мы делаем, когда пишем первую икону? Мы знакомимся с техникой, с азами работы. Я долго думала, какой святой образ дать, потому что всем ученикам разные варианты предложить невозможно. Теряется весь смысл доступного массового обучения.
Поэтому я выбрала Казанскую икону Божьей Матери за основу. Она нравится всем, и многие хотят иметь ее дома. Кроме того, в ней есть базовые элементы очень многих вещей, которым нужно научиться иконописцу. Размер иконы 27 на 31 сантиметр.
Следующая икона — это святой Николай Чудотворец, тоже любимый народом святой. Если в случае с Казанской Божьей Матерью ученики пишут женский и детский образы, то в случае с Николаем — мужской. Особенностью этой иконы является более крупный лик святого, поэтому ученики лучше знакомятся и с личным письмом.
Николай Чудотворец пишется быстрее, потому что у иконописца уже есть базовый опыт.
«Собираем для своих учеников "
короба иконописцев"
»
— Расскажите, а как составлены уроки?
— Теория чередуется с практикой. Уроки короткие. Любое сложное действие можно разбить на кусочки. Если кусочек продолжает оставаться сложным, надо его разбить еще раз пополам. До тех пор, пока действие будет простым.
Каждый шаг у нас проверяет куратор. Человек нанес один слой краски, сфотографировал работу и прислал. Преподаватель посмотрел, сказал, что все хорошо или сделал необходимые замечания, разрешил пройти дальше. Главное — выполнять каждый этап своевременно. А это достигается тем, что задания короткие и разбиты на много этапов. Например, для написания иконы Казанской Божьей Матери предусмотрено 86 уроков.
— У всех получается одинаковый результат?
— Это удивительный момент. Все учатся по одним и тем же урокам, у всех одинаковые материалы и образец. Но на выходе получаются настолько разные иконы, что если их выстроить в ряд, то просто нельзя сказать, что они с одного образца написаны.
— А где ваши ученики берут материалы для написания иконы?
— Когда я писала свою программу, я думала об этом. Что-то можно купить в интернете. Но пока они выберут из десятка предложений, допустим, охру светлую, может оказаться, что одна очень желтая, другая — не перетертая, третья — неподходящего цвета. И пока человек все попробует, у него может уйти 10–20 лет, это реально так. Я, например, свой набор инструментов и по сей день собираю, слежу за новинками.
Я знаю, где брать эти материалы. Мы их закупаем оптом, получается дешевле. Затем мы собираем их в такие «короба иконописцев», как мы их называем, и отправляем нашим ученикам. Это большая помощь: без такого короба человек икону не напишет или сделает это гораздо хуже. А в коробе у нас все по баночкам, по коробочкам упаковано и подписано: золото сусальное, лаки, краски, прориси, с которых переводится икона, кисти. Словом, все для того, чтобы человек имел легкий вход в профессию иконописца. Поэтому первый святой образ у нас точно напишет каждый, кто придет. Но ведь его нужно быстро написать. Если человек будет работать очень долго, он не увидит результат. Вот этот принцип я взяла за основу: чтобы человек получил быстрый первый результат.
— Кто преподает в вашей онлайн-школе?
— Видеоуроки по технике я записываю сама. По теории у нас есть три преподавателя. Кандидат философских наук, заведующая кафедрой церковно-практических дисциплин в Самарской духовной семинарии Елена Владимировна Деева. Она читает онлайн-лекции по церковному православному искусству.
Священник Сергий Крейдич, он рукоположился, пока мы писали уроки. Тоже преподает в Самарской духовной семинарии. Имеет прекрасное богословское образование, в том числе Папский институт в Риме (по благословению владыки Сергия), отец Сергий обучает азам православия.
Дмитрий Александрович Ревякин, катехизатор (специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своем уровне духовно-просветительской деятельности. — Прим. ред.) храма Трех Святителей, рассказывает об основных молитвах: «Богородица дева радуйся», «Отче наш», «Символ веры».
Все наши преподаватели владеют мастерством просто рассказывать о сложном. Поэтому даже люди воцерковленные, слушая их лекции, делают для себя много открытий.
«Для русскоговорящих за рубежом написание иконы
—
особая радость»
— Как о «Русской Иконописной Школе» узнают люди?
— Мы стараемся выкладывать в онлайн-пространстве как можно больше информации о себе. Нам ведь есть что показывать. Мы показываем работы учеников, иногда — их путь, размещаем их отзывы о школе, рассказываем о том, какой путь я сама прошла. На вебинарах я рассказываю о том, чему и как я их могу научить.
Мы работаем по классической системе продвижения в онлайн: показываем правильно сделанную рекламу. Человек видит, куда его приглашают и зачем.
Над этим трудятся таргетологи и маркетологи, а также технические специалисты. Всем занимается команда. Мне порой обидно бывает, что всех этих людей не видно, когда я провожу вебинары, общаюсь с нашими будущими учениками. Поэтому я очень благодарна нашей команде за то, что каждый из них любит свое дело и понимает, ради чего трудится.
— Именно благодаря онлайн-формату вам удалось выйти на международный уровень?
— Да. Находясь за границей, человек обязательно испытывает ностальгию, потому что его оторвали от корней, от родины, от близких. Даже если он там появился на свет, его все равно тянет на историческую родину. У нас есть ученики во многих странах мира: Италии, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Чили, Канаде, Японии, США. Проще сказать, где нет наших учеников. (Улыбается.)
Для них написание православной иконы — это особая радость: таким образом они соприкасаются с русской культурой, вспоминают о родине. У многих наших учеников за рубежом сейчас из-за введенного локдауна даже нет возможности посещать православные храмы. А написание иконы — это своего рода длительная молитва. Человек, когда пишет икону, общается с этим святым. Получается по факту такая долгая молитва, даже если он не читает, например, «Отче наш» постоянно. Хотя я своим ученикам и молитвы отправляю: на листе — перечень того, что почитать перед тем, как начинаешь создавать святой образ, и во время процесса.
— Елена, и последний вопрос: какие мероприятия ваша школа планирует проводить в ближайшее время?
— У нас уже очень много учеников, сейчас больше пятисот человек. В августе мы организуем выставку, чтобы показать работы тех людей, которые учатся или уже окончили нашу школу. Очень важно показать готовые иконы, чтобы люди понимали, что они получат в конце обучения! Тем более, что достижения наших учеников впечатляют!
Мы планируем создать клуб, где наши студенты и выпускники смогут собираться, общаться, помогать друг другу советом.
Сейчас организована выездная практика наших учеников на роспись храма.
Еще мы делаем сайт, где люди смогут продавать свои иконы и получать заказы. Потому что для иконописцев, да и вообще для художников, тема заработка — очень болезненная. Они не могут рассказать, сколько стоят их работы, это всегда стресс, это всегда проблема. Работа дорогая, писалась два месяца, материалы дорогие, а сказать об этом человек не может. Наш сайт будет гарантировать безопасность сделки для обеих сторон, потому что такая система в интернете не отлажена. Планов у нас много.
Человек, приходя к нам в школу на обучение, попадает в сообщество единомышленников. Начинает путь по изменению своей жизни и создает семейную ценность. У нашего дела есть начало и нет конца...