На фоне существующей ситуации идея национализации иностранных компаний, которые решили приостановить работу в России, выглядит оправданной. Однако надо сделать так, чтобы такие организации стали народными. Об этом в интервью 63.RU заявил бывший губернатор Самарской области Константин Титов.
Константин Титов родился 30 октября 1944 года в Москве. В Куйбышевскую область его семья переехала в 1953 году. Окончил Куйбышевский авиационный институт по специальности «инженер-механик по эксплуатации самолетов и двигателей», работал фрезеровщиком и бортмехаником на Куйбышевском авиационном заводе. Позже перешел работать в Куйбышевский плановый институт, где прошел все ступени — от младшего научного сотрудника до руководителя научно-исследовательской лаборатории, базового подразделения Госплана РСФСР по Поволжскому экономическому региону. Изучал проблемы экономической эффективности. Также был секретарем комитета комсомола. С 1988 по 1990 год Константин Титов работал заместителем директора по экономике Куйбышевского филиала Научно-производственного центра «Информатика» — одного из первых предприятий в СССР, попытавшегося поставить прикладную науку на самоокупающуюся рыночную основу. Затем начал развивать политическую карьеру. В марте 1990 года Константина Титова избрали депутатом Куйбышевского совета народных депутатов, а затем он стал председателем Куйбышевского городского совета. В период Августовского путча направил письмо в поддержку демократических сил Бориса Ельцина. А 31 августа 1991 года президент назначил Константина Титова главой администрации Самарской области. Пост губернатора он занимал до 2007 года. За это время руководил различными демократическими партиями, был кандидатом в президенты России в 2000 году. В 2005 году стал членом «Единой России», а через два года сменил кресло губернатора на кресло сенатора от Самарской области в Совете Федерации. В последние годы Константин Алексеевич входит в состав Общественной палаты региона, где курирует вопросы экономики. Также возглавляет общественный совет управления Федеральной антимонопольной службы Самарской области.
— Я думаю, те ограничения, что компании ввели из-за спецоперации на Украине, будут действовать недолго. А на случай закрытия предприятий есть позиция правительства РФ — введение сначала внешнего управления, затем — национализация.
При введении внешнего управления суд назначает арбитражного управляющего. Он работает, выясняет все детали деятельности организации. Если владелец не возобновляет производство, то принимается решение о банкротстве. Собственность выставляют на продажу. Однако этот процесс нужно организовывать не так, как в случае обычного банкротства — по частям. Собственность должна уходить целиком как предприятие с условием возобновления производства.
И тут можно уже говорить о национализации, но в том плане, что мы должны сделать предприятия народными. Необходимо выделить определенное количество акций — 30–45% — и продать населению, установив ограничение, что каждый человек может купить пакет на сумму не более 3 миллионов рублей. Тогда у людей появится заинтересованность в поддержке, сохранении предприятий. Вот это будет национализация. А если продадим 100%, 60%, 70% в одни руки — это просто будет смена собственника. Но в то же время основной пакет акций должен быть у опытных управленцев, грамотных бизнесменов. Продать его можно по конкурсу, тендеру: кто больше денег даст, кто предложит лучшую программу возобновления, развития производства, а можно — по другой цене с условием вложения инвестиций.
Такой подход поможет и в борьбе с инфляцией. Она возникает и из-за повышения цен, и из-за падения курса рубля, и из-за удорожания кредитов. Чтобы снять инфляционный козырек, повысили ставку на депозиты в банках. И люди понесли деньги в банки. В случае национализации они смогут вложить свои деньги в предприятия.
Думаю, мы тут на верном пути, и технология уже отработана. Например, есть опыт продажи акций «Газпрома», Сбербанка, ВТБ, «Русгидро» простым людям. Пусть немного получает человек в год (сумма зависит от количества акций), но доволен. Это у него как 13-я зарплата, — сказал Константин Титов.
Иностранные компании начали закрывать магазины и рестораны в России в рамках введения санкций против страны из-за спецоперации на Украине. В Самаре и других городах страны перестала работать IKEA — в последний день там был рекордный ажиотаж. Также в торговых центрах закрылись некоторые магазины одежды — посмотрите фоторепортаж. Деятельность приостановила и сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс».