Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров назвал организацию, которая получит акции АВТОВАЗа от Renault. Это Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). При этом у французского концерна останется шанс вернуть свою долю. Правда, цена может быть уже выше.
Renault является одним из наиболее значимых автопроизводителей в России. Помимо собственного завода компании в Москве, где выпускают кроссоверы Renault Duster, Kaptur, Arkana и Nissan Terrano, компания делает две модели на тольяттинском заводе АВТОВАЗа — Renault Logan и Sandero. Но еще важнее — технологический вклад компании, поскольку в последние годы АВТОВАЗ активно интегрировался в производственную структуру Renault, и все будущие модели планировалось строить уже на платформах Renault Dacia. Накануне военной операции началась предсерийная сборка модели, которая должна была сменить Lada Granta.
— Renault действительно из-за дефицита средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России принимает решение передать акции АВТОВАЗа. Скорее всего, примет их на себя Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) с возможным возвратом, в случае если коллеги примут решение вернуться, — цитирует министра РИА Новости.
Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) — это государственный научный центр. Основан 16 октября 1918 года. Работает в области исследования автомобильной науки и техники России. При непосредственном участии ученых и конструкторов института созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы — от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и многих других. Сейчас занимается в том числе созданием экологически чистого транспорта. Генеральный директор института — Сергей Гайсин.
По его словам, условно это будет сделка «за рубль», но в течение пяти или шести лет у французского автоконцерна остается возможность для принятия решения по выкупу акций обратно. При этом, если за это время Россия осуществит инвестиции, стоимость акций может измениться.
— Покупать или тем более национализировать не входит в наши планы. Но если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу, — добавил министр, указав, что сейчас не обсуждаются сделки по продаже акций китайским или корейским компаниям.
Сейчас Renault принадлежит доля АВТОВАЗа в 67,6%. Остальная часть — 32,4% — находится у «Ростеха». В марте 2022 года из-за спецоперации на Украине и санкций, введенных против России, французский концерн объявил о своем уходе. АВТОВАЗ отреагировал на заявление и анонсировал выпуск моделей с минимальным количеством импортных комплектующих. Предприятию пришлось перенести на апрель корпоративный отпуск из-за проблем с поставками деталей. 24 числа он закончился.
Ожидается, что в мае 2022 года французы переведут большую часть иностранного руководящего завода из Тольятти в Москву. Назад в Самарскую область они уже не вернутся.
Со сменой основного акционера АВТОВАЗа грядет и замена топ-менеджмента предприятия. По словам Дениса Мантурова, принимать решение по этому вопросу НАМИ будет совместно с «Ростехом».