В Самарской области среди колоний со строгим режимом содержания особо выделяется ИК-26. Здесь осужденные за тяжкие преступления учатся и работают от звонка до звонка. Мы побывали на одном из производств, чтобы показать, как устроен труд заключенных.
«Мы быстро можем научить человека шить»
Крупнейшее производство на территории колонии — швейное. Большая часть заключенных ранее ни разу не приближалась к швейному оборудованию, но пришлось учиться. Для этого на территории колонии есть производственное училище.
— Заказов очень-очень много. Довольно быстро мы можем научить человека шить на базе своего профессионального училища, даже если он никогда не работал. И обеспечить его работой, чтобы он зарабатывал на свое содержание и обрел профессию, ту, которую можно потом и на воле использовать, — говорит заместитель начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний Александр Лепилин.
На швею в колонии обучают от 3 до 5 месяцев. После этого заключенного считают готовым специалистом и допускают на производство.
— В основном швейном цехе колонии у нас больше 200 рабочих мест. Кроме этого помещения, есть еще два небольших цеха. Сегодня конкретно в этом зале работают 145 человек, — уточнил Александр Лепилин.
За выстроенными в ряд швейными столами сидят осужденные. Высота потолков в цехе здесь два этажа, на втором этаже находится административный кабинет, чтобы сотрудник ФСИН мог видеть главный зал полностью.
«На СВО делаем бронежилеты»
Всего же залов здесь несколько. В день производство обрабатывает от 1 до 10 километров ткани. Первым делом она поступает на оборудование для приемки.
— Это специальный аппарат для просветки ткани. Мы заряжаем туда рулон, и станок перематывает ее с одного ролика на другой. Сзади ткань просвечивается и мы отслеживаем ее дефекты, какие-то затяжки, пятна. У заключенного в руках пульт, он останавливает перемотку и фиксирует проблему. На табло высвечивается, на каком конкретно метре дефект, — рассказывает один из осужденных Вячеслав Калистратов.
После дефектовки ткань поступает в раскроечный цех. Здесь установлены огромные столы для нарезки деталей будущего изделия. После они поступают в швейный цех для сборки.
В цехе работают с разными тканями, всё зависит от заказа. Сделать его может любой, через окно на официальном сайте УФСИН.
— В основном у нас крупные заказчики, это фирмы, которые занимаются спецодеждой. Также всю форму для осужденных, зимнюю, летнюю, для сотрудников УФСИН, полиции и других силовых структур шьют в колониях. В этой колонии тоже шьют как форму для осужденных, так и форму для сотрудников, — пояснил Александр Лепилин.
Но не спецодеждой единой, получают колонии и необычные заказы. Например, в 26-й шьют разного рода сумочки, поэтому то и дело между серых цветов можно заметить, как осужденные собирают яркие рюкзачки с желтыми улыбчивыми смайликами.
— Марлевых масок в пандемию очень много делали. Тысячи в день просто. На СВО делали бронежилеты и рюкзаки военные. Куртки утепленные — для нефтяников, для осужденных — шапки, одеяла. Производительность осужденного также зависит от заказа. Если это сложный костюм, то всего несколько штук в день, а какие-нибудь там нетяжелые сумочки, марлевые маски до 5000 выдавали, — вспоминает Вячеслав.
«За решетку попал по неосторожности»
Как признаются сами заключенные, работа помогает им отвлечься. Вячеслав Калистратов согласился нам немного рассказать о своем свободном прошлом. Он был одним из участников ОПГ. В 2013 году группа совершила заказное убийство владельца сети «Горилка» Олега Дергилева. В 2016-м Вячеслав Калистратов получил наказание — 19 лет колонии строгого режима.
— До колонии я работал в пожарно-спасательном подразделении. За решетку попал по неосторожности. Как говорится, бывают в жизни ошибки. Осужден по 105-й статье — убийство, — сухо говорит заключенный.
На производство Вячеслав попал после распределения в 26-ю колонию. Здесь оказались свободные вакансии.
— Самому как бы было интересно. Пошел, отучился в ПУ, получил образование, потом устроился. Начинал вообще с раскроя. Занимался им почти что два года. Потом начал уже за машинку садиться. Ну и дальше больше, затянуло. Интересно собирать готовые заготовки, большие детали, соединять между собой, — делится мужчина.
Сейчас Вячеслав живет по строгому расписанию: подъем, завтрак, поверка, выход на работу в девять утра, работа до шести вечера, ужин, телевизор, чтение. В цехе осужденный стал мастером:
— В мои обязанности входит выполнять задания непосредственно начальника цеха: получать заготовки кроя например. Всё бывает сложно, когда начинаешь, где-то подсказывают, у кого-то опыта побольше. Со временем привык к работе. Она помогает отвлечься, голова занята чем-то.
Правда, о том, что делать после выхода из колонии, Вячеслав пока не думал — за решеткой ему предстоит провести еще 8 лет.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.