В пятницу, 21 июня, в Самаре задержали врио министра транспорта Ивана Пивкина. В этой онлайн-трансляции мы собираем всю информацию об этом скандале.
Первым о задержании чиновника сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн:
— Сегодня сотрудниками полиции прямо в рабочем кабинете был задержан врио министра транспорта и автодорог Иван Пивкин. Прямо сейчас дома у министра проходит обыск. Накануне в отношении Пивкина следователем возбудили уголовное дело по статье «превышение полномочий».
За что взяли Пивкина?
По информации Александра Хинштейна, обвинения в адрес Ивана Пивкина связны с распределением госконтрактов среди самарских подрядчиков.
— Все торги на ремонты и строительство дорог заранее распределялись между определенным пулом подрядчиков. Никого постороннего к торгам не допускали, в результате чего контракты заключались по начальной максимальной цене без какого-либо снижения и конкуренции. В свою очередь, за право работать в регионе подрядчики были обязаны перечислять «взносы» в различные фонды, откуда деньги затем выводились и присваивались. В общей сложности речь идет о миллиардах рублей. Кроме того, по данным следствия, дорожники ежегодно оплачивали подарки для нужд Пивкина (айфоны, компьютеры, часы) и выделяли деньги на другие задачи: вплоть до оплаты адвокатских услуг для руководителей Минтранса.
Комментарий главы региона
Спустя пару минут после первых сообщений о задержании главы Минтранса в Telegram-канале врио губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева появился комментарий следующего содержания:
— В регионе проводится плановая работа по наведению порядка, в том числе по борьбе с коррупционными проявлениями. Правительство Самарской области оказывает полное содействие правоохранительным органам. Работа будет продолжена.
А мы предупреждали
Тучи над Иваном Пивкиным сгущались последние несколько недель. Началось это примерно одновременно со сменой власти в Самарской области, когда на место Дмитрия Азарова пришел Вячеслав Федорищев. Сначала врио губернатора опробовал на себе общественный транспорт Самары. По итогам поездки Вячеслав Федорищев сделал выговор Ивану Пивкину. Глава региона сказал, что общественному транспорту уделялось недостаточно внимания, возможности для обновления были, но не использовались.
Вторая головомойка ждала Пивкина на строящемся мосту у Климовки: сооружение собрались открывать и попросили Федорищева выбрать, где поставить сцену. Вместо этого врио губернатора устроил производственное совещание и выяснил, что к мосту остается более 100 замечаний от стройконтроля и технадзора, сроки их устранения непонятны.
А позавчера, 19 июня, «Ъ-Волга» сообщил об обысках у одного из крупнейших подрядчиков областного Минтранса — ООО «СамараТрансСтрой». Владелец компании Олег Дорошенко имеет несколько пересечений с депутатом губдумы Андрем Мурзовым.
В Самарской области есть несколько частных контор, которые поднаторели на исполнении господрядов и получили солидные контракты. Вот список последних контрактов, которые областной Минтранс заключал с «золотыми» подрядчиками нашего региона.
«СамараТрансСтрой»
Капремонт трассы Новокуйбышевск — Речников — 200 миллионов 891 тысяча рублей;
ремонт трассы Кинель — Богатое — Борское 6 — 65 миллионов рублей;
ремонт самарского участка трассы «Ульяновск — Самара» — Новая Бинарадка — 1 миллиард 171 миллион 876 тысяч рублей.
ООО «НПФ «XXI век»
Ремонт Кировского моста — 9 миллионов рублей;
ремонт Московского шоссе от улицы Луначарского до Врубеля — 321 миллион 969 тысяча рублей;
ремонт трассы «Самара — Оренбург» — Рощинский в Волжском районе — 179 миллионов 95 тысяч рублей.
ООО «Автодоринжинирнг»
Ремонт трассы Обход Сызрани — 208 миллионов 812 тысяч рублей.
В последние годы высокопоставленные чиновники Самарской области всё чаще попадают под уголовные статьи, а потом и за решетку. В нескольких ведомствах уже по два начальника подряд лишились свободы. В этом материале мы рассказывали про 6 «проклятых» мест в самарской власти. Не стал бы Минтранс седьмым...
Тем временем, самарцы беспокоятся о насущном — а вдруг после задержания Пивкина вообще всё сломается и остановятся работы на важных объектах?
— Если виноват, то всё верно — вор должен сидеть в тюрьме. Только в связи с этим не должны текущие стройки дорог останавливаться. Например, на Ракитовском шоссе всё перепахали, под Центральную магистраль перекресток делают, и теперь там коллапс — пробка многокилометровая! И обратил внимание — со среды всё замерзло с работами. Ну хотя бы тогда не ломали шоссе. Просьба: запустите, пожалуйста, оперативно движение, независимо от расследования со строителями Центральной и руководством по транспорту, — написал подписчик нашего телеграм-канала Илья.
Задержание Ивана Пивкина прокомментировал депутат губернской думы, член комитета по строительству, транспорту и автомобильным дорогам Михаил Абдалкин:
— К задержанию Ивана Ивановича я отношусь спокойно — постоянно кого-то задерживают, это не вызывает каких-то особо бурных эмоций. Насчет обоснованности обвинений разберутся правоохранительные органы, я думаю. К нему было много вопросов и у депутатов от КПРФ. Он обещал помочь с ремонтом дороги в СНТ Огонек в Новокуйбышевске, на которую требуется около 160 миллионов рублей, но так и ничего для этого не сделал. Министр должен отвечать за свои слова. Будем опять обозначать эту проблему уже перед новым министром, когда он появится.
Что об этом думают в Госдуме
Депутат Государственной думы Михаил Матвеев связывает задержание Ивана Пивкина с отставкой Дмитрия Азарова и приходом нового главы Самарской области.
— Одна из причин недавних политических перемен в регионе — это, конечно, огромное количество уголовных дел о коррупции при Азарове. Множество претензий горожан и правоохранительных органов касались работы министерства транспорта. Видимо, после того, как некий уровень покровительства исчез, новому главе региона нет смысла покрывать какие-то дела, к которым он отношения не имеет, — говорит Михаил Матвеев.
Политик предположил, что это одна из задач, которая поставлена Федорищеву — ликвидировать прежние коррупционные схемы, кормушки и договоренности.
— Многие помнят, что Пивкин — член команды Меркушкина, он привез его с собой из Мордовии. Но когда Меркушкин ушел и пришел Азаров, Пивкин остался — принес переприсягу. Я из этого делаю вывод, что он не являлся самостоятельной фигурой, а был скорее некой функцией. Кто получает подряды, контракты и деньги — решалось на другом уровне, — предположил Матвеев.
Отчасти последнее утверждение разделяет и Александр Хинштейн. В своем Telegram-канале парламентарий высказал предположение, в схеме был замешан опальный экс-председатель правительства области Виктор Кудряшов.
Чем богат Пивкин
Иван Пивкин, как и все высокопоставленные чиновники, ежегодно отчитывался о своих доходах. Последнюю декларацию о доходах до того, как это стало необязательно, он опубликовал в 2022 году.
Тогда, согласно опубликованным документам, годовой доход министра составил 4,5 миллиона рублей. У него в собственности было 5 земельных участков (или доли в них), а также две квартиры и хозяйственное помещение. В пользовании же у Ивана Пивкина числились два жилых дома, один из которых тогда был еще не достроен; незавершенный гараж и квартира. И еще у главы Минтранса в собственности находился автомобиль Honda CR-V.
Годовой доход супруги министра составил 124,4 тысячи рублей. В пользовании у нее было две квартиры и один жилой дом.
Иван Пивкин является одним из настоящих долгожителей регионального правительства — он возглавлял министерство транспорта еще при Николае Меркушкине. Мы собрали всё, что нам известно, и всё, что можно найти в открытых источниках об опальном министре, в одном материале.
Следствие направило в суд ходатайство об аресте Ивана Пивкина. Его подозревают в превышении полномочий. Пивкин официально задержан на 48 часов и ближайшую ночь проведет в ИВС, сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн.
О деле Ивана Пивкина высказался еще один самарский депутат Госдумы — зампред комитета по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Он жестко раскритиковал задержанного министра и рассказал о «фактически мошеннической схеме постоянного переноса срока строительства, перепроектирования, увеличения стоимости строительства через государственную экспертизу и затягивания сроков сдачи объектов транспортной инфраструктуры, которую использует Минтранс под руководством Пивкина».
Публикуем мнение Кошелева полностью.