– А вы любите песни под гитару? – спросил автора этих строк колоритный мужчина с атмосферной бородой лет пятидесяти с небольшим, который назвался Александром. Раз в год он бросает все, берет отпуск на две недели, достает с антресолей гитару, туристический рюкзак времен Советского Союза и отправляется на Мастрюковские озера.
Я говорю: «Люблю», – и прошу его спеть одну из моих любимых песен, которая как нельзя кстати пришлась к окружающему антуражу, – «Милая моя, солнышко лесное».
Пока мы с ним поем, рядом с нами останавливаются незнакомые нам люди и подпевают. И в этом вся Груша: здесь песня действительно объединяет людей всех возрастов, вероисповеданий, взглядов на жизнь.
Валерий Федорович Грушин – исполнитель бардовской песни, студент шестого Куйбышевского авиационного института имени Королева.
Во время учебы в школе и вузе Валерий Грушин увлекался туристическими походами. Из каждого из них привозил новые песни.
Созданное им трио «Поющие бобры» приобрело популярность как в институте, так и за его пределами. 29 августа 1967 года Валерий погиб во время туристического похода по реке Уде в Сибири, спасая тонувших начальника метеостанции и его детей.
Друзья Валерия через год после его гибели собрались вместе, чтобы почтить друга, пели его песни. Так родился ежегодный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, или, как его называют между собой самарцы, Груша. Форум бардовской песни проходит на Мастрюковских озерах в первые выходные июля.
В этом году фестиваль прошел под Самарой 44-й раз.
Один из участников фестиваля – Валерий Синегуб – снял площадку с воздуха в первый день фестиваля – 29 июня, в солнечный день.
Александр фотографироваться почему-то отказался, но с радостью поделился своими впечатлениями от фестиваля. Он приезжает сюда уже 20 лет подряд.
– Груша, конечно, изменилась. Появилось много примет современности, особенно в том, что касается бытовых вопросов: торговые ряды с едой и сувенирами, воду и дрова – и те подвозят. Но дух, суть фестиваля – этого не изменить. И даже если в следующем году на Мастрюки приземлится НЛО, мы и их приобщим к нашим славным традициям, – шутит Александр.
Таких как он – проводников настоящей грушинской идеи – на Мастрюках много.
Чаще всего их можно встретить на импровизированных небольших сценах в каком-либо лагере, поющих свои или чужие песни.
Пройти мимо такого концерта невозможно. Гитара звучит так вкусно, а голос исполнителя так чисто, что уже неважно: что и слов ты не знаешь, и поклонником бардовской песни испокон веку не был. Просто стоишь и случаешь.
Поэзия бардов – продукт эксклюзивный. Но на Мастрюках грань этой избирательности как будто стирается. Потому что авторская песня понятна всем: она о дружбе, любви, верности и вечности...
Справедливости ради надо сказать, что на Грушу приезжают и те, кто мало что знает о бардовской песне. Молодежь откровенно говорит:
– Мы – потусить.
– Пусть так, говорит мне Александр. – Сегодня они потусят, подышат этим воздухом, через 10 лет сами будут распевать Визбора, вспоминая добрым словом нас и недоумевая, как можно не знать слова этой песни, которая «переведена на 70 языков мира».
Грушинский тем и «цепляет», что точно попадает в любую возрастную аудиторию – от 12 до 85.
На Мастрюки съехалась вся Россия, ближнее зарубежье. Прибыли и любители бардовской песни из Тель-Авива, Монреаля, Нью-Йорка.
В этом году погода не благоволила к участникам Груши: в день основной программы – 1 июля – полдня лил дождь. Однако настоящим поклонникам отдыха – ценителям бардовской песни – такие мелочи настроение не испортили.
Изюминкой фестиваля стали спектакль «Флейта-позвоночник» по Маяковскому. Его сыграли актеры театра на «Таганке» Вениамин Смехов, Дмитрий Высоцкий и Марина Матвеева.
Кульминацией праздника традиционно стал большой концерт на знаменитой сцене-гитаре.