Он пишет пьесы, снимается в кино и руководит театром, живя на два города: Самару, где работает, и уже ставший родным Санкт-Петербург. Всё это — об актере и художественном руководителе Самарского академического театра драмы Валерии Гришко. В интервью 63.RU Валерий Викторович рассказал, какие спектакли не удалось поставить из-за пандемии коронавируса; на какую площадку в теории может переехать театр на время реставрации здания на площади Чапаева; почему дочь великого конструктора ракет Сергея Королёва сложно относилась к фильму, в котором Валерий Гришко сыграл ее отца.
Валерий Викторович Гришко родился в ноябре 1951 года на Украине. Учился в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург). Работал режиссером-постановщиком в Санкт-Петербургском театре имени Веры Комиссаржевской, в 1999–2001-х руководил большим театром в Германии, работал главным режиссером Новосибирского театра «Красный факел». Главный режиссер Самарского академического театра драмы им. Максима Горького с 2009 года. С 2019 года — художественный руководитель театра. Снялся более чем в 40 картинах.
«За 2020 год театр потерял 46 миллионов рублей»
— Валерий Викторович, как можете охарактеризовать сезон-2020/21 в драматическом театре? Все ли задумки удалось осуществить?
— В мае 2020-го мы выпустили телевизионную версию «Не покидай меня». Спектакль готовили к 75-летию Победы. Открыв сезон в сентябре, мы сыграли этот спектакль на сцене. Дальше до конца календарного года режиссер Михаил Лебедев выпустил спектакль «И никого не стало», затем — «Папа». Все постановки пришлось делать на минимуме сценографических возможностей. Но мы все-таки сумели при минимальных средствах сделать не нищенское, а лаконичное, довольно изящное и сильное оформление. Но хотелось бы, чтобы это было все-таки исключением, а не постоянной практикой.
— Почему пришлось довольствоваться минимумом в оформлении спектаклей? Сыграли свою роль ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?
— Конечно. За прошлый год мы потеряли 46 миллионов рублей. Три с половиной месяца артисты не работали вообще, затем мы открылись на треть зала, сейчас работаем на 50%. В 2020-м не смогли выпустить запланированного «Тартюфа» — не было денег на оформление, а там дорогие костюмы, дорогие декорации. Не смогли в прошлом году выпустить и «Полет над гнездом кукушки». Слава богу, нам дали грант и мы сумели выпустить спектакль в этом году, ко Дню театра. Этот грант был предусмотрен еще полтора года назад. Но его не выделили в сентябре, хотя спектакль был у нас готов уже в августе.
На всё остальное просто нет денег. Всё, что мы зарабатываем, уходит на зарплаты и отпускные. Спасибо зрителю, что мы имеем заполняемость зала хотя бы 50%.
Впереди большая дата у народной артистки Жанны Романенко. У нас традиция — дарить такого масштаба артистам на юбилей спектакль, где они в главной или центральной роли. На днях Министерство культуры подписало выделение гранта, и мы тут же провели установочную репетицию, чтобы разбирать пьесу. Спектакль должен выйти осенью.
При увеличении финансирования мы сможем выпустить до конца года давно срепетированного «Тартюфа». Режиссер — Александр Кузин, главную роль репетирует Денис Евневич.
— Какие еще премьеры намечены на сезон-2021/22?
— Мечтать, конечно, не вредно. (Смеется.) Но все планы ограничены финансовыми возможностями. Главный режиссер Михаил Лебедев не может вообще ничего ставить, потому что не на что делать оформление, не на что приглашать сценографа, художника по костюмам, композитора. И ситуация не изменится, пока не разрешат стопроцентную посещаемость. Только при полной заполняемости зала вернется возможность нормальной работы.
«Переезд театра, а мы называем это эвакуацией, запланирован на 2022 год»
— Сейчас много разговоров о грядущей реставрации здания драмтеатра. А что говорят вам? Есть уже понимание, куда переедет театр на время работ?
— Нужно понимать, что переезд театра в новое здание и выезд в гастрольную поездку или на фестиваль на одну-две недели — это совершенно разные вещи. Здесь речь идет о стационарной работе в течение двух, трех, а может, четырех лет.
И найти подходящую площадку не так-то просто. Единственное здание в городе, где можем работать в полном режиме, не теряя половину репертуара, это КРЦ «Звезда». И то при соблюдении как минимум пяти условий.
Самарский театр драмы основали в 1851 году. Здание для него построили в 1888 году по проекту Михаила Чичагова. Горожане называют его теремком или пряничным домиком. Сейчас здание является объектом культурного наследия федерального значения. Работы по его реставрации включают в себя два этапа: собственно, приспособление здания к реалиям XXI века и регенерацию Пушкинских павильонов. К слову, сам драмтеатр изменится довольно серьезно. Перечень работ огромен. Так, к примеру, в здании оборудуют новую сцену на 250 зрителей. Ее планируют разместить в подземном помещении. Предполагается, что оно будет находиться на месте нынешнего хозяйственного двора и гаражей. Подрядчику предстоит также восстановить изначальный облик здания. Для этого им придется снять старую краску и восстановить прежние элементы — цветной декор, кованые детали, флюгеры.
— Какие это условия? Что нужно изменить в здании?
— Первое. У нас в театре 14 гримерок, и то актерам не хватает, молодые актеры делят одну гримерку на несколько человек. В «Звезде» их две. Есть вариант оборудовать еще гримерки. Но это дополнительные капиталовложения.
Второе. Отсутствие склада хранения декораций. Там его просто нет. А у нас около 30 спектаклей, для декораций предусмотрен огромный ангар, часть хранится в «карманах» за кулисами. Мы должны вечером разобрать один спектакль, утром поставить декорации для другого. И так каждый день, не считая выходных. Поэтому все декорации должны храниться в шаговой доступности. И когда мне говорят, что нашли помещение под ангар за 10 километров, то я говорю в ответ: «Через месяц все декорации превратятся в хлам». И кроме того, это совершенно другие трудозатраты — загрузить здесь, перевезти, разгрузить там, потом в обратном порядке. Это адская работа. И через две недели у меня не будет монтировочного цеха. А монтировщик — это не грузчик. Он должен знать партитуру каждого спектакля. У нас потрясающий монтировочный цех. Так что терять ребят не хочется. Решение вопроса с ангаром тоже есть. Нужно делать пристрой. Но это опять дополнительные капиталовложения.
Третье. В «Звезде» нет малой сцены. А у нас в репертуаре около 10 спектаклей для малой сцены. В КРЦ есть маленькое кабаре. Там теоретически можно сделать малую сцену. Но для этого опять нужны деньги, т.е. допрасходы.
— Реализация трех этих пунктов, даже на непрофессиональный взгляд, очень затратна. Что еще нужно переделать в «Звезде», чтобы переезд театра туда стал возможным?
— В здании нет места для поделочного цеха. Где делать декорации? Поделочный цех — это машины: токарные, деревообрабатывающие. Декорации порой надо ремонтировать по ходу и сразу подавать на сцену. Оборудование такого цеха в самом здании — это снова затраты.
Причем затраты должен нести владелец здания. Мы общались с ним. Он сказал мне примерно так: «Я всё понимаю. Но это вопрос дополнительного финансирования, который должен решаться на высоком уровне». Так что пока вопрос открыт.
— Уже известно, когда театр должен выехать из стен здания на площади Чапаева?
— Переезд, а мы называем это эвакуацией, запланирован на 2022 год. Но не знаю, как это осуществится при той нерешенности вопроса со «Звездой», которая наблюдается сейчас. А решать по ходу его нельзя. Нельзя сказать: всё, переезжаем через месяц, все проблемы решим на месте.
Что такое перевезти театр? Это техника, декорации, реквизит, костюмы, грим — миллионы вещей, которые необходимо тут собрать, а на новой площадке разобрать, и каждой найти свое место, чтобы не быть беженцами в родном городе.
— Вас привлекали к разработке техзадания по реставрации здания театра. Со всеми видами работ согласны?
— Все мелочи мы обсуждали в деталях. Спорили, находили варианты. Подробности споров раскрывать не буду, они касаются личных амбиций людей, которым что-то в проекте не нравилось. Сейчас все планы сверстаны, впереди у «Волготрансстроя» огромная работа.
«Дочь конструктора Королёва сложно относилась к фильму об ее отце»
— 2021 год — юбилейный для космической отрасли. Не могу не поговорить с вами о роли Сергея Павловича Королёва в фильме «Главный». Кто предложил вам эту роль? Сразу согласились?
Картина «Главный» вышла в свет в октябре 2015 года. Режиссером и продюсером выступил Юрий Кара. Кроме Валерия Гришко в фильме снимались Борис Щербаков, Лидия Арефьева, Борис Каморзин, Анатолий Котенев, Александр Олешко, Вадим Андреев, Сергей Никоненко и другие.
— Согласился? Такими ролями не бросаются. Тут другой вопрос: смогу — не смогу, подойду — не подойду. Как сказал режиссер Юрий Кара, мою кандидатуру посоветовал ему Карен Шахназаров. До этого я снялся у него в «Белом тигре», где играл маршала Жукова. Меня вызвали на пробы. А я тогда снимался в другой картине, с бородой, я сказал: «Я не могу показать вам грим Королёва, у меня еще досъемки». Так что первые пробы проигрывал в другом образе. А потом уже были пробы с гримом Королёва.
— Где проходили съемки сцен на космодроме? В павильоне или на самом деле на Байконуре?
— Съемки шли на Байконуре. Мы там жили. В городке есть площадь, куда выходит центральная улица, которую они называют Арбат. Вот на этой площади стоит большая гостиница, где мы и жили. И каждое утро централизованно садились на площади в автобус и ехали на объект. Я наблюдал на Байконуре со смотровой площадки, как стартовала ракета. Чувствовал, как реально дрожала земля.
— Что еще вас удивило на космодроме?
— Экскурсий в прямом понимании этого слова по космодрому у нас не было. Потому что съемочный процесс — это все-таки не туристическая поездка. Многое нам показывали и рассказывали по ходу люди, которые работают на Байконуре. Некоторые моменты были действительно удивительными для меня. Например, я всегда считал, что ракету везут на площадку уже полностью готовой к старту. Но нет. Везут только полную оболочку, а потом, приведя ее в вертикальное положение, в нее закачивают топливо. Иначе поднять ракету просто невозможно, вместе с топливом у нее огромный вес.
Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 [12 января 1907], Житомир, Волынская губерния — 14 января 1966, Москва) — советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1950–1966), академик АН СССР (1958). Один из основных создателей советской ракетно-космической техники. Под его руководством был организован запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Член КПСС с июля 1953 года. Похоронен в некрополе у Кремлевской стены. Мы публиковали воспоминания о конструкторе его куйбышевских коллег.
— Какие сцены в фильме «Главный» были для вас самыми сложными?
— Это и сцена, когда Юрий Гагарин при посадке оказывается на волоске от гибели. И сцена, когда гибнет космонавт от того, что в барокамере кусок ваты попал на электроплитку. Это и сцены, требующие тонкой игры: с женой, с ребятами-космонавтами, когда играешь не начальника, а человека со своими переживаниями. Тем более сложную личную историю.
Кстати, Наталия Сергеевна (дочь Сергея Павловича Королёва) сложно относилась к картине на этапе ее подготовки, ведь в ней показана любовь отца, которая и разбила их семью. Когда фильм вышел, его премьера состоялась в одном из московских кинотеатров, ко мне подошла Наталия Сергеевна, взяла за руку и сказала: «Вы точно как мой отец». И это была главная оценка моей работы.
— Как готовились к роли Сергея Королёва?
— Юрий Викторович Кара — большой специалист по космосу. Он был абсолютно в теме, снабжал меня различной литературой. Я смотрел видео с Королёвым, но их мало. Мы снимались не только в доме под Москвой с вещами, но и в домике на Байконуре. Я даже просил: «Дайте переночевать на кровати Королёва». Кстати, актеры Алексей Богачук и Сергей Годин снимались на кроватях Гагарина и Титова, на которых космонавты ночевали перед запуском ракеты.
— А вам разрешили переночевать на кровати Королёва?
— Если бы я очень настаивал, то, может быть, и разрешили бы. Но я увидел, какое трепетное отношение у работников музея было к этому домику и вещам в нём. Это же реликвии, а мы люди творческие и в их понимании мало ли что нам может прийти в голову, чтобы войти в образ. (Смеется.) Поэтому я сильно не настаивал.
— Количество картин, в которых вы снялись, превышает 40. Задействованы ли сейчас в какой-то киноработе? Когда она выйдет на экране?
— Последняя моя большая работа — «Знахарь-2». Год назад была премьера «Знахаря», где главную роль играет Даниил Страхов, а я играю его наставника. Успех сериала был огромный, рейтинги заоблачные. Летом мне позвонили представители режиссера и попросили сфотографироваться, чтобы узнать, как я выгляжу сейчас. После того как отправил им фото, мне предложили сняться во втором сезоне «Знахаря». В конце декабря закончился съемочный период. Сейчас идет монтаж, озвучание. Когда сериал выйдет на экраны, пока не могу сказать. Это зависит уже не от нас.