Встречайте новый выпуск книжной рубрики, которую ведет Сергей Сызганцев — выпускник Тольяттинского государственного университета, финалист премии «Литблог», автор телеграм-канала «Записки Книжного Странника». На сей раз он рецензирует роман Шамиля Идиатуллина «Бояться поздно»:
Несколько молодых ребят, знакомых только по закрытому чату в Телеграме, приезжают на зимнюю турбазу под Казанью, чтобы поиграть в новую компьютерную игру. Игра эта пока доступна не всем и очень крутая: её сеттинг — это точная копия реальности, но сильно модифицированная под конкретную игровую вселенную — будь-то средневековый замок, яркий фэнтезийный мир или абстрактная локация с комнатой, где собраны секреты всех игроков. О создателях игры и их технологиях, которые делают лор до мелочей реалистичным, ничего не известно.
Главная героиня, 22-летняя Аля, не торопится влюбляться, живёт с родителями и младшим братом. Из лучших подруг у неё только взбалмошная Алиса, которая и приглашает её сначала в тот самый секретный чат, а потом и на турбазу. Днём Аля вместе со всеми катается с горки и ест шашлыки, а вечером играет с ребятами в игру. В конце её цифровой двойник погибает, а сама Аля… снова оказывается в электричке. Она попадает в тот же день, проживает его заново и вновь погибает в игре — в другом сеттинге, но с одинаковым финалом. Впрочем, для её друзей всё остаётся неизменным — они стартуют из той же точки, не замечая, что уже там были. Так Аля попадает во временную петлю и теперь ей предстоит выяснить, как же её разорвать.
Шамиль Идиатуллин — один из лучших русскоязычных писателей, который работает с завидной регулярностью и в самых разных жанрах. Прошлый роман автора «До февраля» — напряжённый филологический детектив о неудачливом писателе, который стал серийным убийцей; «Возвращение "Пионера"» — захватывающая фантастическая повесть о приключениях во времени и в пространстве, где пионеры из восьмидесятых попали в нынешние двадцатые; «Город Брежнев» — реалистический роман о взрослении в позднесоветских годах на родине КАМАЗов.
Новый роман Идиатуллина «Бояться поздно», в свою очередь, тоже будто бы скроен из разных жанров и сюжетов, только не литературных, а кинематографических. В трёхстах пятидесяти страницах автор смог вместить и «Исходный код», где персонаж оказался в ловушке времени, и какой-нибудь слэшер с молодняком и безликим убийцей, и «Пункт назначения», где главный герой предупреждает о скорой смерти своих друзей, но ему, конечно, никто не верит.
Формально «Бояться поздно» связана с повестью Идиатуллина «Это просто игра», где герои обмениваются телами с персонажами компьютерной игры, но, по словам самого автора, «Бояться поздно» можно читать без оглядки на другие произведения. Однако ощущение недосказанности и желание читателя вызвать пояснительную бригаду побуждают если не хвататься за упомянутую повесть, то задать автору несколько вопросов. А после прочтения «Бояться поздно» они, непременно, возникнут.
Если на первых ста страницах сюжет о временной петле, вопреки своей вторичности, захватывает благодаря житейской простоте Али и колоритности её татарских друзей, то потом всё, что работало книге во благо, оборачивается против неё. Аля заметно теряется на фоне друзей — диалоги всех семерых ребят постепенно переходят в слепой обмен репликами (в романе даже есть глава, состоящая только из обмена фразами), где понять, кто говорит — своеобразное испытание для читателя. Вызывают вопросы и женские имена, где к Але присоединяются её подруга Алиса и скептичная Алина. Не сказать, что мельтешение похожих имён играет в книге важную роль, а вот читательское терпение испытывает отлично.
Постепенно стирается и заявленная разноплановость «Бояться поздно». К середине книги Идиатуллин будто бы сбрасывает ходули, по которым строятся обозначенные жанры кино, и дальше идёт своей дорогой, а куда — неизвестно. С каждым витком временной петли Аля ищет подходы к друзьям, чтобы уговорить их противостоять обидчикам, которых сама никогда не видела. В тот момент, когда она подходит к разгадке слишком близко, она просыпается в электричке — и начинает заново. После пары-тройки таких выбрасываний у читателя может задёргаться глаз. То же самое случается и с молодёжным слэшером — плохие парни, которые каким-то образом устроили героям игровую западню, будут, но далеко не сразу: некоторое время они мелькают в поле зрения Али неясными тенями, пока наконец не тюкают её по голове и не отправляют в начало, то есть в электричку.
Для читателя, который не играет в компьютерные игры или играет, но редко, «Бояться поздно» Идиатуллина рискует обернуться неплохим вызовом из повторяющихся сцен, обрывистых диалогов и путаницы имён. Читателям-игрокам же, наоборот, новая книга Идиатуллина покажется, вероятно, очень энергичным триллером — благо именно динамики роману не занимать.
При всей жанровой палитре «Бояться поздно» не хватает какой-то целостности и смысловой многогранности. К внешней динамике и по-настоящему жутким сценам, которые встречаются в книге достаточно часто, хочется прибавить глубины, а в конце — явный гуманистический посыл, словом, визитную карточку Шамиля Идиатуллина. Но, как говорится, бояться поздно — книга написана, а нам остаётся читать и ждать следующий роман, несомненно, очень талантливого автора.
Захотелось почитать роман «Бояться поздно»?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.