Объемные купола с полумесяцами, высокий минарет, который возвышается над окрестностями парка Гагарина, — Самарская Соборная мечеть давно стала одной из достопримечательностей нашего города. В преддверии 20-летия со дня ее открытия мы побывали в гостях у муфтия и председателя регионального духовного управления мусульман Самарской области Талип-хазрата Яруллина.
Он рассказал, почему переносили место возведения мечети и как собирали деньги на ее строительство.
Прогуляйтесь по просторам Самарской Соборной мечети и полюбуйтесь великолепием этого сооружения вместе с нами. А еще посмотрите, как выглядит мечеть с высоты птичьего полета.
«Продали 30 000 Коранов»
20 мая 1992 года заложили первый камень в фундамент Самарской Соборной мечети. 14 ноября 1998 года воздвигли минарет, а 15 декабря 1998 года в мечети прочитали первый намаз. Официальный день открытия — 28 ноября 1999 года. Мечеть по праву считают одним из крупных культовых сооружений России и Европы. Высота ее минарета — 65 метров, площадь одного этажа — 1200 квадратных метров. Сейчас в Самарской Соборной мечети совершают ежедневные пятикратные, заупокойные и ежегодные праздничные намазы, а также обряды имянаречения, бракосочетания. Проводят благотворительные обеды и помогают нуждающимся.
Необходимость строительства мечети в Самаре окончательно оформилась в начале 90-х годов. Подготовили проект и смету, которая составила около 1 700 000 рублей. На тот момент у духовного управления мусульман в распоряжении было только 400 тысяч рублей. Выручили книги, которые самарским мусульманам прислали в дар из Саудовской Аравии.
— Нам привезли 30 тысяч Коранов, и мы решили продавать их по 33 рубля, чтобы собрать деньги на возведение мечети. Чтобы реализовать все книги, пришлось ездить по другим регионам и странам. Больше всего продали в Узбекистане. Таким образом удалось собрать миллион рублей. Остальные средства решили собрать во время строительства, — вспоминает Талип-хазрат Яруллин.
Соборную мечеть сначала решили возвести на Партизанской между Волгина и Борской. Там в 1989 году торжественно заложили первый камень будущей мечети. Здесь же и представили ее макет. Однако не сложилось: городские власти сочли это место не подходящим для строительства мечети такого масштаба.
«Построили из того, что было»
После долгих поисков решили строить мечеть на пересечении XXII Партсъезда и Стара-Загоры на месте бывшей автостоянки. Однако и это расположение не всех устроило. Дело в том, что улица Стара-Загора названа в честь болгарского города — побратима Самары, а кинотеатр «Шипка» носит название возвышенности, где проходила битва православных болгар и мусульманской Османской империи. В сражении участвовали и жители Самары.
— Историю, какой бы она ни была, не надо искажать или забывать. Да, были памятники городам, правителям. И хорошо — пусть будут. От того, что памятник уберешь, история не изменится. То же самое и улица Стара-Загора — это часть истории. Нужно относиться ко всем и всему с пониманием. На территории проживают люди разных национальностей, и раньше для каждой из них строили соответствующие их вере храмы. Это помогает удовлетворить их духовные потребности, — прокомментировал ситуацию муфтий.
Первую мечеть в Самаре построили в 1856 году на улице Фрунзе, где она существовала до 1890 года. Вторую построили в 1891 году на улице Алексея Толстого. Третью мечеть возвели в 1913 году в районе Дворца спорта. В советский период мечети уничтожали, а их служителей репрессировали. И только в 1967 году Куйбышевский горисполком разрешил мусульманам оборудовать молельный дом по адресу Малый тупик, 127 (находится рядом с пересечением Промышленности и Аэродромной. — Прим. ред.). Всего в Самарской области богослужение проводится почти в 100 мечетях. Старейшая, ей 260 лет, находится в Камышле.
Вскоре планы по строительству снова оказались под угрозой срыва. В 90-е годы деньги обесценились, и их хватило только на возведение фундамента.
— Отец мой тоже был муфтий, он в то время собрал влиятельных людей у себя дома и спросил, какой вариант будем выбирать: строить маленькими шажками или заморозить до лучших времен. Решили строить и начали собирать средства, материалы. Возвели до крыши, и в 1998 году здесь уже читали намаз, — говорит Талип-хазрат Яруллин.
— Полумесяц и купол покрыты нержавейкой, золото для этих элементов не использовали. Стены в основном из белого кирпича. А вообще делали из того, что находили в условиях нехватки средств на строительство, — рассказывает муфтий.
«У нас не отпускают грехи»
Пришли мы незадолго до начала намаза. В музее на втором этаже проходила образовательная программа. Посетители — взрослые мужчины — с интересом слушали преподавателя, сидя за партами.
А на первом этаже находится просторная столовая, предназначенная для благотворительных обедов. Мы застали там семью, у которой проходил поминальный обед.
Высшая точка мечети — минарет. Раньше муэдзин (человек, который призывает к молитве) приглашал на молитву, поднимаясь на эту башню. Сейчас его голос транслируют при помощи динамиков.
Молиться в Самарской Соборной мечети можно на трех этажах. Закрыт только вход на минарет из соображений безопасности.
Ислам, в отличие от других религий, не предполагает уединений, исповеданий и таинств. Поэтому территория собора свободна для передвижения верующих.
— У нас нет многих церемоний. Например, у нас не отпускают грехи. Человек должен сам попросить прощения у Бога, и никто ему не скажет — простили его или нет. Он будет делать больше благих поступков, чтобы заслужить прощение за свой грех, — рассказал Талип-хазрат Яруллин.
Женщины молятся отдельно на втором этаже в правом крыле. Они должны быть в длинной одежде, чтобы не искушать и не отвлекать мужчин от молитвы. При этом мужчины тоже приходят в длинных одеяниях.
— Во время молитвы впереди стоит ответственный за это имам. А за ним прихожане повторяют действия, которые необходимо выполнять во время молитвы, например садиться, совершать поклон, — рассказал муфтий.
Все пространство, включая лестницы, устлано коврами. Снимать обувь прихожанам нужно около лестницы, которая ведет в молитвенный зал.
«Считали прихожан по пакетам»
Имам надевает на себя в мечети чапан (халат) и чалму. Каких-то определенных знаков отличий на их одеяниях нет. А вот для муфтиев придумали обозначение высшего сана — три звездочки по аналогии со званием полковника.
Любая одежда в исламе имеет практический смысл. Чалма сооружается на голове из савана. Если человек в пути умирает, ее разматывают, заворачивают в нее усопшего и хоронят. Также она служит веревкой — связав 2–3 чалмы, можно достать воду из колодца. А ее кончик — защита от песчаных бурь. Все это особенности народов и их истории. Например, у арабов чалмы нет, у них платок и кольцо сверху. Кольцо является путами для верблюдов. Их надевают животным на ноги, чтобы те не убегали. Сейчас это больше декоративный элемент.
— Во время намаза все строятся определенным образом: впереди стоит имам, за ним начинаются ровные ряды. Все стоят плотно — плечом к плечу, чтобы свободного пространства между прихожанами не оставалось. В первом ряду — мужчины, за ними дети мужского пола, затем женщины и в конце девочки. По проекту мечеть была рассчитана на 5000 человек, но, поскольку молятся верующие плотными рядами, здание вмещает до 7000 прихожан. А в большие праздники здесь собирается около 17 000 человек. Часть в мечети, а часть во дворе, — рассказал муфтий.
Количество верующих посчитали по пакетам, которые раздают людям, чтобы они могли убрать в них свою обувь на время молитвы.
Рядом с Соборной мечетью находится еще одно здание — там на втором этаже учатся и проживают шакирды (студенты), на третьем этаже живут имамы, а на первом находится столовая для сотрудников храма. Есть спортзал, прачечные и душевые. По воскресеньям утром сюда приходят учиться дети, мужчины обучаются вечерами по понедельникам и четвергам. А женщины учатся в здании самой мечети ежедневно.
Им преподают чтение Корана, а также его заучивают. Еще один важный предмет — фикх, определенные законы мусульманства. Предмет охватывает законы поклонения, правила чтения намаза, вопросы нравственности. Также в учебном центре изучают арабский язык.
— Верующие обучаются здесь больше для себя, — комментирует муфтий.
«Хотим устроить день открытых дверей»
20 лет Самарской Соборной мечети исполнится 28 ноября. По словам Талип-хазрата, отмечать с размахом это событие не планируют. При этом он с удовольствием вспоминает, как все начиналось:
— На одном из праздников меня попросили сказать азан (призыв на молитву), и всем понравилось. Тогда мне предложили стать муэдзином (это человек, который призывает к молитве). Я не готовился быть имамом, у меня отец им был и воспитывал в таком духе, что я не стремился всеми правдами и неправдами идти к этому. Я был сначала муэдзином, потом имамом, а затем помогал своему отцу. Больших торжеств относительно 20-летия не будет, сядем, чай попьем. А вот в начале декабря планируем сделать день открытых дверей для всех, кто хочет посмотреть мечеть. Организуем экскурсию, ответим на возникшие вопросы. При этом человек любой веры вхож в мечеть в любое время.