Люди в Самаре готовы идти на риск ради крупных заработков. Именно поэтому они способны инвестировать собственные средства в весьма ненадежные финансовые структуры. Как правило, хорошим дело не заканчивается. О ярком примере последних дней и о том, почему такие истории повторяются, на портале Samara24.ru рассуждает директор представительства ИК «Финам» в Самаре Максим Ловцов.
Вслед за рухнувшими недавно по России финансовыми пирамидами потребительское общество «Возрождение 63», которое было зарегистрировано в 2005 году, приостановило выплату процентов по вкладам населения в Самаре и Тольятти.
Организация предлагала населению сразу несколько вариантов инвестирования накопленных средств, включая такие программы, как «Народный капитал», «Достойная пенсия», «Доступное жилье» и «Рента». Суть их сводится к тому, что одни горожане вкладывают в актив общества накопления, размер которых не может быть ниже 3 тыс. руб., а другие, в свою очередь, эти же деньги берут в качестве кредитов под весьма привлекательные проценты, похвастаться которыми может далеко не каждый коммерческий банк. Отдельного внимания заслуживает и доходность по пущенным в оборот средствам: в зависимости от срока вложения денег пайщикам сулят надбавку от 2% до 4% в месяц, что составляет соответственно от 24% до 48% в год.
Поведение представителей общества пока не дает оснований обвинить их в умышленном мошенничестве, однако та ниша, в которой они работали, в принципе, никакого другого исхода, кроме крушения, не предполагает. Если кому-то кажется, что размеры ставок по банковским депозитам и кредитам определяются исключительно жадностью банкиров и дерущего с них налоги государства, то он глубоко заблуждается. Проценты, которые банк выплачивает вкладчикам, четко связаны со степенью надежности банка, а ставки по кредитам – с вероятностью их возврата. И, сократив разницу между первыми и вторыми, спокойно зарабатывать не получится.
Достаточно легкой встряски, например, снижения платежеспособности заемщиков, и вся система рухнет, поскольку «изъять деньги из оборота» станет очень затруднительно. Более того, общество практически не имеет возможности даже продать долги своих клиентов, чтобы заплатить вкладчикам хотя бы их собственные деньги, как мог бы сделать на его месте банк. Не включено оно и в систему страхования вкладов. Давно пора понять, что высокой доходности без рисков не бывает.
Кстати, зачастую вкладчики таких обществ понимают, на что идут, просто надеются на авось, что удастся успеть заработать до крушения. Ведь если прикинуть, что 138 пайшиков внесли десятки миллионов, становится ясно, что люди эти не бедные и деньги, скорее всего, считать умеют.