В эпоху бурного развития кредитования с новой силой и новыми красками вспыхивают легенды о «вышибателях долгов», которые «крышуют» банки. Финансовые организации и вправду заключают соглашения со специализированными коллекторскими агентствами, либо имеют собственное соответствующее подразделение. Однако рассказы о деятельности этих людей часто совсем не соответствуют истине. О том, что на самом деле представляют из себя методы «людей с паяльниками», рассказывает Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства, кандидат юридических наук.
Сегодня можно выделить две основные группы методов или режимов работы коллекторов. Это консультирование и угрозы, но только в рамках закона.
Обычное наибольшее внимание привлекают угрозы. Я выделяю на семинарах следующие их виды: юридические, экономические и, внимание, обыденные и мифические. О последних двух разновидностях часто забывают, а примером хорошей обыденной угрозы, отчасти на стыке с юридической разновидностью, является предложение должнику подумать о том, что после суда «придут приставы в грязных сапогах». В форменной одежде приставов нет сапог, но такая угроза часто заставляет задуматься, особенно женщин. Большинство же угроз сводится к тому, чтобы объяснить понятным для конкретного должника языком, какие последствия имеет невозврат долга.
Консультирование также не менее важно. Оно ведется вокруг основных вопросов. Как заплатить? Откуда взять деньги? Интересно, что консультации, как, впрочем, и угрозы наиболее эффективны, когда они представлены в виде историй о реальных должниках, которые сумели решить свою проблему.
Также в работе коллекторов могут использоваться такие специальные психотехники как «трехшаговая работа с агрессией», «телефонное расследование», «одолжение», «провокация возврата».
Сегодня не существует коллекторов, которые пользуются силовыми воздействиями на должников. Это или не коллекторы, или возможность силового воздействия показалась должнику из-за того, что мифы об утюгах и паяльниках еще очень живучи в общественном сознании. Таких случаев в моей, например, практике не возникало, но были случаи обратные, когда должники применяли насилие, натравливали собак, писали заведомо ложные доносы (забыв о соответствующей статье УК РФ). В этих случаях коллекторы, как правило, используют диктофоны, чтобы фиксировать ситуацию.
Кроме должника для того, чтобы ему помочь, могут быть сделаны звонки практически любым людям: родственникам, работодателю и т.д. Более того, я рекомендую коллекторам самим предлагать должнику помощь в виде звонка людям, которые могут занять ему денег, но которым он стесняется или почему-то не может позвонить.
Воздействие на этих людей идет по методикам аналогичным тем, что используются в общении с самим должником. При этом, естественно, больше ведется консультаций, демонстрации того, как их помощь сейчас будет своевременна и необходима.