Во второй половине августа Россию поразил один из крупнейших в ее истории кризис авиаперевозок. Тысячи пассажиров в различных городах вынуждены были часами и даже сутками ожидать своего самолета. Повсеместная отмена рейсов превратилась в эти дни в самую настоящую норму. Не обошла эпидемия и аэропорт «Курумоч». Августовский кризис, плавно перетекший и на сентябрь, связан с долгами альянса AiRUnion, который объединяет сразу пять российских авиакомпаний - KrasAir, «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Омскавиа», «Сибавиатранс». О проблемах альянса рассуждают эксперты авиационной отрасли и аналитики инвестиционных компаний.
Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации»:
- Отсутствие необходимого количества современных экономически эффективных отечественных самолетов, высокие налоги, острый дефицит летного персонала, плачевное состояние учебных заведений. Авиаперевозчики несут на себе тяжелое бремя неповоротливой, разрозненной, абсурдной и неэффективной государственной системы регулирования гражданской авиации. Органов много, но никто ни за что не несет ответственности. Сейчас российским правительством предпринимаются некоторые меры, но нерешительные и, по сути, кардинально ничего не решающие.
Иван Завадский, аналитик по машиностроению ИК «Капиталъ»:
- Корень проблем – это борьба за контроль между основными собственниками. Пока этот вопрос открыт, не происходит объединения членов союза в одну компанию, они не предоставляют отчетность по МСФО, не давая возможности судить об эффективности компании, любые крупные сделки сложно структурируются. В такой подвешенной ситуации компания не только не может быстро развиваться, но даже просто стабильно работать. Самым быстрым разрешением ситуации может стать волевое решение российского премьер-министра.
Марина Иркли, аналитик ИК «Велес Капитал»:
- Основная проблема авиаотрасли - это дорогое авиатопливо. Доля топлива в структуре себестоимости составляет порядка 70%. Соответственно, больше всего страдают перевозчики со старым топливонеэффективным авиапарком. Стоит отметить, что российские самолеты менее экономичные, нежели западные аналоги. Дорогое топливо приводит к снижению рентабельности, и в период спадов в отрасли, которые обычно длятся 3-5 лет, мелкие авиаперевозчики могут прийти к банкротству, что будет стимулировать рынок M&A. Тем не менее, крупные перевозчики, такие как «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия» и ряд других переживут этот период с некоторым снижением результативности. Но ничего катастрофичного им не грозит.
Евгений Островский, генеральный директор группы компаний «Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов»:
- Обычное заурядное воровство, которое привело к закономерному результату. Высока вероятность наступления коллапса в первую очередь в силу подрыва инвестиционного рейтинга отрасли. Альянс может работать, он ничем не отличается от остальных. У других просто не изымали деньги в течение двух лет. Банкротство приведет к социальному взрыву и коллапсу отрасли в силу потери доверия. Не думаю, что удастся сделать нового перевозчика.