Экономика Вазовская непроходимость

Вазовская непроходимость

В 2009 году АвтоВАЗ побьет все рекорды убыточности. Руководство отстранит французских топ-менеджеров, но не будет искать спасения в лице Аветисяна или Качмазова. Корреспондент портала Samara24.ru узнает, почему Алешин сохранил пост президента, а сотрудничество с «СОКом» посчитали неинтересным.

25 июня состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «АвтоВАЗ». Вопреки прогнозам Борис Алешин сохранил пост президента компании, а место исполнительного вице-президента вместо француза Яна Венсана занял представитель «Российских технологий» Игорь Комаров, что косвенно свидетельствует в пользу разочарования госкорпорации в топ-менеджерах Renault. Антикризисная программа миноритария завода Юрия Качмазова также не встретила одобрения. Ее содержание противоречит концепции развития АвтоВАЗа, предложенной самими «Ростехнологиями».

Хотели как лучше…

Очередному годовому собранию акционеров АвтоВАЗа предшествовал ряд обычных в таких случаях спекуляций. Источники портала Samara24.ru, знакомые с отчетом о деятельности предприятия в 2008 году, говорили, что он худший за всю историю. Несмотря на рекордный уровень производства - более 801 тысячи автомобилей и 141 тысячи автокомплектов - чистый убыток компании, по некоторым данным, составил 7,2 млрд. рублей против прибыли почти в 4 млрд. рублей годом ранее (виной этому стало затоваривание).

По итогам I квартала 2009 года убытки предприятия приблизились к показателю за весь 2008 год: в январе-марте они зашкалили за 6,3 млрд. рублей. Кроме того, менеджмент АвтоВАЗа не сумел сформулировать четкую комплексную стратегию развития компании, наладить сбыт и, что самое главное, создать качественный конкурентоспособный продукт. Затянулось и формирование команды для решения этих задач. Зато появилось множество антикризисных предложений, исходящих от заинтересованных в работе с автозаводом лиц и организаций.

Одним из озвучиваемых сценариев годового собрания являлась отставка президента АвтоВАЗа Бориса Алешина, как виновника всех последних бед, и назначение на это место Владимира Аветисяна, как человека, имеющего опыт антикризисного управления и, что немаловажно, способного успешно организовывать процедуры банкротства предприятий без их остановки. Широко рекламировалась и программа оздоровления завода, разработанная бенефициаром группы «СОК» - по совместительству миноритарием АвтоВАЗа (менее 1% акций) Юрием Качмазовым. С ней бизнесмен планировал выступить на собрании, чтобы разъяснить акционерам способы оптимизации предприятия и правильного управления им.

…получилось как всегда

В итоге спекулянты остались ни с чем. На четверть акционер и почти на 100% орган, принимающий решения, - госкорпорация «Российские технологии», уверенно продолжила реализовывать свой план антикризисных мер.

«От нас требуется «ювелирная» работа для сохранения «АвтоВАЗа» как ведущего разработчика и производителя высокотехнологичной отечественной продукции, - отметил в своем выступлении председатель совета директоров предприятия Сергей Чемезов. – Мы знаем решение этой задачи и решим ее в ближайшее время».

Итоги первого заседания утвержденного на собрании нового Совета директоров были вполне предсказуемыми. Борис Алешин сохранил кресло президента компании, а место исполнительного вице-президента Яна Венсана досталось бывшему советнику Чемезова Игорю Комарову, причем на эту должность его предложил Renault. Комаров, по словам источника портала Samara24.ru в «Ростехнологиях», будет курировать все основные направления, включая производство и финансы. В прямом ведении Алешина останутся связи с альянсом Renault-Nissan, инвесторами, госорганами и общественностью, а также вопросы безопасности и кадров. «Предстоит серьезная управленческая реформа», - добавляет источник, - «Сокращение постов, к примеру, вице-президентов произойдет за счет укрупнения их полномочий».

«Отставка Венсана положит начало уменьшению французского представительства на предприятии, - сообщает собеседник портала Samara24.ru, близкий к руководству АвтоВАЗа, - «Своих постов вскоре лишатся Ален Каррер (вице-президент по управлению затратами), Кристиан Мюллер (по закупкам) и Уго де Маршелье (по планированию, продуктам и программам)».

В качестве официальной причины увольнений называется необходимость временно нанять на эти должности русских топ-менеджеров, лучше понимающих специфику ведения бизнеса в России в ходе кризиса. «По-моему, французы просто не справляются с возложенными на них задачами», - говорит вышеуказанный источник, - «Пришло время «перетряхнуть» наши кадры для их большего соответствия поставленным целям, впрочем, о кандидатурах Аветисяна или Качмазова тут не может быть и речи».

На разных полюсах

Как и следовало ожидать, потенциальный преемник Алешина, Владимир Аветисян даже не получил приглашения на годовое собрание. Председателю правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» было отказано в доверии, несмотря на его антикризисный статус. Что же касается Юрия Качмазова, то он, пользуясь правом миноритария, все-таки выступил перед акционерами, предложив довольно эффективный с точки зрения отраслевых экспертов план и пообещав в случае провала «ответить своими автокомпонентными активами, которые никому уже не понадобятся». Однако на АвтоВАЗе все заявления Качмазова сочли «малоинтересными», добавив, что чужие автокомпонентные активы заводу не нужны.

Что включает план Качмазова?
- возвращение на завод команды «ветеранов», которые смогут наладить сбыт, ориентируясь, прежде всего, на экспорт в развивающиеся страны, сократить общезаводские издержки, скорректировать стратегию развития компании;

- переход к схеме «заказ сбыта – производство» (то есть отказу от накапливания складских остатков);

- наращивание продажи запчастей, рентабельность по которым составляет порядка 50%;

- разделение бизнеса завода на бизнес-единицы и сокращение количества поставщиков по одной номенклатуре;

- усиление мероприятий по борьбе с хищениями, жесткий контроль над дилерами;

оптимизация численности персонала, избавление от непрофильных активов;

покупка контрольного пакета акций автопроизводителя, имеющего продуктовую линейку, научно-технический центр и базу поставщиков (фактически альтернатива Renault), что позволит поставить на производство конкурентоспособные модели.

«Акционеры отреагировали столь холодно из-за наличия конфликта между «Ростехнологиями» и СОКом», - уверен аналитик ИК «Финам» Константин Романов. – «Со временем некоторые пункты «плана Качмазова» будут взяты на вооружение автозаводом».

Однако опорный принцип госкорпорации останется незыблемым: АвтоВАЗ должен стать мировым производителем автомобилей, занимающимся исключительно сборкой. Все автокомплектующие будут приобретаться у независимых участников рынка. Свобода маневра позволит заводу находить лучшее качество по лучшей цене, обостряя конкуренцию в среде своих поставщиков. Идея Качмазова, напротив, заключается, в создании на базе АвтоВАЗа некой вертикально интегрированной структуры, которая будет управлять всем производственным циклом - от выпуска автокомпонентов до продажи готовых автомобилей через подконтрольную дилерскую сеть. В этом случае завод якобы сможет приобретать компоненты по себестоимости, контролировать затраты и продавать сверхдешевые автомобили.

«По сути, СОК опять предлагает АвтоВАЗу приобрести в собственность свои же предприятия, обеспечивающие 40% его потребностей в автокомплектующих, плюс дополнительно купить еще несколько производителей, добрав долю «родных» запчастей до 90%», - комментирует Романов. – «В этом случае конкуренция, конечно, исчезнет, качество продукции резко упадет, технологии развиваться не будут, в итоге сверхдешевые автомобили очень быстро заржавеют».

Вот почему эксперт считает, что целью выступления Качмазова было, в первую очередь, привлечь внимание к соковским фирмам-поставщикам. «СОК волнуется и предлагает свои услуги, потому что падение продаж АвтоВАЗа влечет сокращение спроса на автокомпоненты», - поясняет Романов. - «Отсюда и родилось предложение заводу реализовать собственные средства - 80 тыс. непроданных автомобилей, находящихся на складах и оцениваемых в 18 млрд. р., - этих денег хватит, чтобы обеспечить СОК заказами заранее, ведь в дальнейшем в условиях совершенной конкуренции, которые планирует создать АвтоВАЗ, продукция данного монополиста может оказаться невостребованной».

«План Качмазова не лишен смысла и может пригодиться в будущем, но только не в Тольятти, где безраздельно властвуют «Ростехнологии», - полагает вице-президент ЗАО «Объединенные консультанты ФДП» Тимур Хубаев. – «Единственным хозяином АвтоВАЗа должна быть именно госкорпорация. Только она своими властными руками способна разработать программу приближения товара к мировым стандартам и стимулировать спрос на отечественные автомобили».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Рекомендуем
Объявления