По итогам 2009 года объем «плохих» кредитов может составить порядка 20-25% от общего объема. Это в свою очередь вызовет так называемую вторую волну кризиса. О том, кого она накроет, портал Samara24.ru узнал у аналитиков рынка.
О том, что вторая волна кризиса уже набирает скорость говорит нынешний кризис «плохих» банковских долгов – он уже достиг уровня 10-12%. К концу года, уверены экономисты, объем «плохих» кредитов может составить порядка 20-25% от общего объема. В настоящее время лимит средств, выделяемых ВЭБом из Фонда национального благосостояния на предоставление субординированных кредитов, составляет 410 млрд. рублей. Правительство РФ осенью внесет в Госдуму предложения об увеличении расходов бюджета 2009 года, связанных с банковской докапитализацией еще на 210 млрд. рублей. В 2010 году на эти цели запланировано 250 млрд. рублей бюджетных расходов. Пока в меньшей степени просрочка по кредитам затронула самарские банки.
Справка:
«Плохие» кредиты – доля просроченной задолженности по кредитам физических и юридических лиц в кредитном портфеле банка. Невозвращенные долги растят убытки в бухгалтерской отчетности банка, что подрывает его имидж и финансовую стабильность. К тому же, рост объемов «плохих» долгов поднимает и вопросы эффективности его работы с клиентами.
По данным за II квартал 2009 г., наибольшую просрочку по кредитам в Самаре имеет Русфинанс Банк – 3,7 млрд. рублей, что 4,7% в кредитном портфеле банка. Национальный торговый банк недобрал 1,2 млрд. рублей, что составило 6,5% портфеля. Бронзу взял Автомобильный банкирский дом – 526 млн. рублей (6,3%). Газбанк стал активно собирать долги – во II квартале 2009 года Габа не дождалась всего 489 млн. рублей. А банк «Солидарность», напротив, ухудшил позиции. «Плохих» кредитов в его портфеле насчитали на 408 млн. рублей (4,4%). Ипозембанк хоть и немного недобрал – всего 19 млн. рублей, но это составило 15% в его кредитном портфеле. А Народный инвестиционный банк и вовсе показал лучшие результат – в его портфеле не оказалось ни одного просроченного рубля.
Основные риски возникновения «второй волны» сейчас связаны, прежде всего, с наличием значительного объема «плохих» долгов в банковской сфере РФ и мира в целом и необходимостью на этом фоне обеспечить сравнительно быструю рекапитализацию российского кредитного сектора, считают экономисты.
Тем не менее, с учетом мер централизованного монетарно-административного стимулирования, роста конкуренции в кредитной сфере, а также в связи с сохранением в мировой экономике значительного объема отложенного спроса, прежде всего, в отраслях, связанных с добычей и переработкой ресурсов, постепенная нормализация ситуации в сфере мировых финансов в средне- и долгосрочном периоде возможна.
Довольно оптимистичные данные предоставил Самарастат. По сведениям организаций, сообщивших сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 августа 2009 года, суммарная задолженность перед работниками по заработной плате за месяц уменьшилась на 159,8 млн. рублей, или в 2,5 раза, и составила 108,8 млн. рублей. А это признак того, что население постепенно возобновит выплату своих кредитов.
Тем не менее, экономический спад в конце 2009 - начале 2010 гг. возможен. Однако в итоге российской экономике удастся сохранить стабильность. При этом показатель годового изменения ВВП РФ по результатам текущего года восстановится на уровне порядка 7%-7,5%(г/г), в следующем - повысится на 1%-1,5%(г/г).
«В более длительной перспективе динамика основных российских макроэкономических показателей останется позитивной, хотя темпы развития данной тенденции будут в среднем заметно более низкими, чем в докризисный период», - полагает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
«Я полагаю, что «вторая волна» в данном случае чрезмерно «жесткое» определение для тех макроэкономических процессов, которые будут в среднесрочном периоде развиваться в российской, мировой экономике, - считает Осин. - Тем не менее, реформы, развивающиеся сейчас на отечественном, глобальном рынке означают, с точки зрения ближайших лет, заметный спад в темпах роста реальных доходов населения, сохранение в ближайшие кварталы сравнительно высоко уровня безработицы в РФ».
В дальнейшем, в перспективе порядка 1,5-2 лет, российским кредитным структурам, по всей видимости, потребуется дополнительное наращивание капитала первого уровня (капитал за вычетом проблемных кредитов, которые не покрыты резервами на 100%).
Этот процесс должны обеспечить как госсредства, так и инвестиции частного бизнеса. Он будет сопровождаться, по всей видимости, болезненным для экономики процессом «сжатия» кредитной системы, ее консолидации. Однако параллельно будет расти прозрачность этого сегмента и эффективность его для нужд реального сектора вложений, что является базой структурной перестройки всей российской экономической системы, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.