Экономика Мода на пластиковые карты: MasterCard в Самаре

Мода на пластиковые карты: MasterCard в Самаре

Андрей Тарусов

Мода пришла в Россию сравнительно недавно. Большинство россиян до сих пор воспринимают пластиковые банковские карты как механизм получения зарплаты. Массовое развитие подобных услуг связано с названиями двух международных банковских ассоциаций: MasterCard и Visa. О перспективах этого рынка, о планах и проблемах развития, в том числе в Самарской области, в интервью рассказал директор по развитию бизнеса MasterCard Europe в странах СНГ Андрей Тарусов.

Справка
Платежная система MasterCard Europe объединяет более 20 тыс. банков по всему миру и 1,7 млрд держателей карт. Территория действия карт этой системы не ограничена ни географическими, ни политическими рамками.

Карты MasterCard принимаются в 13 млн торговых точек и 280 тыс. банкоматов в разных странах.

Концепция взаимоотношений

- С какими банками Самарской области вы сейчас работаете?

- Мы работаем с большим количеством банков, в том числе и в вашем регионе. Очень большая региональная дирекция в Самаре у Сбербанка. Из крупных местных банков членами нашей ассоциации (АРЧЕ – Ассоциация российских членов Европы) являются Русфинанс банк, Газбанк, «Солидарность», ФиаБанк и другие.

- Расскажите о концепции ваших взаимоотношений с банками.

- Всего в России членами нашей платежной системы являются более 400 банков. Из них более 80 являются «принципиальными членами», а остальные имеют статус аффилированных членов. С «принципиалами» мы транзакцию проводим напрямую, а аффилированные договариваются с «принципиалом», и уже он обеспечивает их транзакции. Это одни и те же пластиковые карты, одна платежная система. Просто система работы с банками разная. Мы отслеживаем с точки зрения рисков только «принципиалов», которые, в свою очередь, гарантируют транзакции «аффилиатов». При этом система работы «принципиалов» с аффилированными банками у всех разная. Есть те, у которых вообще нет аффилированных членов, например такова политика Сбербанка. А есть те, у кого их больше сотни – это такие, например, банки, как «Уралсиб» и Мастер-банк. Стать принципиальным членом довольно сложно. Ведь это совершенно другой уровень ответственности перед системой. Этот банк должен нести существенный вклад в развитие бизнеса и индустрии. С каждым банком, конечно, вопрос о форме участия решается индивидуально. Но, прежде всего, банк должен быть крупным. Например, если кредитное учреждение хочет выпустить 10 тыс. карт, то, вероятнее всего, «принципиальное членство» для него экономически нецелесообразно из-за высокой стоимости. С другой стороны, если банк хочет выпустить сотни тысяч карт, то здесь ему уже стоит рассмотреть и другие варианты и, может быть, стать «принципиалом». Хотя иногда случается, что интересы аффилированных членов и «принципиалов» сталкиваются, и они начинают конкурировать на том или ином рынке. И тогда первый не дает второму банку развиваться – повышает ему цены за услуги и т.д. Тогда «аффилиат» также может задуматься о повышении своего статуса. Хотя мы смотрим, прежде всего, на бизнес, а не на количество карт. Бывает так, что даже 10 тыс. премиальных карт ценнее, чем сотни тысяч зарплатных. Когда банк работает с крупными клиентами, то и обороты у него по картам значительно больше, и экономика проектов совершенно другая.

- Сколько стоит стать принципиальным членом?

- К сожалению, это конфиденциальная информация. Банк получает всю информацию о необходимых платежах, подписав соглашение о конфиденциальности. Другое дело, что нет четкой планки для банков в выборе типа членства, здесь мы обсуждаем с каждым банком индивидуально наиболее подходящий для него вариант.

Самара – в приоритете

- Как MasterCard работает в регионах?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я сделаю небольшое отступление. Понимаете, не для всех банков привлечение аффилированных членов является бизнесом. Банку для этого нужно создать свое подразделение, которое бы этим занималось. А это деньги, поэтому мы не можем сказать «принципиалам» - давайте, работайте с региональными банками. Для таких случаев у нас есть программа, которую ведет АРЧЕ, также имеющая статус «принципиального» члена системы. Она принимает очень много региональных банков (их сейчас более 50). Сегодня основной наш бизнес сосредоточен в столице. Более половины оборотов приходится на Москву, еще четверть – на Питер, остальное – это регионы. Есть интересные планы на будущий год в ряде регионов, в том числе с использованием наших партнеров – Лиги чемпионов УЕФА и Цирка дю Солей.

- Насколько привлекательны регионы с точки зрения потенциала роста?

- Если взять денежные обороты по всей стране, то из них на карты приходится чуть более 5%. Россия платит наличными. У нас страна наличных денег, люди любят «нал», платят именно таким способом. Поэтому «поляна» пустая – нам есть куда расти и где работать. Потенциал рынка огромен. И здесь очень остро стоит проблема обучения населения. В стране по статистике более 120 млн карт. Говоря условно, у каждого экономически активного россиянина карта есть. Тем не менее, количество точек приема карт на душу населения у нас в 4-5 раз меньше, чем в Европе. Правда, и торговых площадей на душу населения у нас меньше. Но все равно платят наличными. Если пойти дальше, то из этих 5%, кто пользуется картами, 80% пользуются ими только для того, чтобы снимать деньги. Поэтому нужна программа обучения людей, разъясняющая преимущества карт.

- Самарские банкиры недоумевают – почему MasterCard ведет себя пассивно в регионах? По сути, большую часть рынка занимает Visa, которая участвует практически во всех дебетовых проектах региональных банков. При этом качество услуг Visa не всегда устраивает банкиров. Однако альтернативы нет, признаются они. Почему? Ведь есть спрос, а предложение не появляется...

- Есть такая проблема. Более того, мы в курсе этой ситуации в Самарской области. Упрек принимаю. Этому есть ряд причин. Дело в том, что численно расти мы стали недавно.

Кроме того, исторически так сложилось, что где-то в регионах мы сильнее конкурентов, где-то конкуренты сильнее нас. Самарская область, наверное, тот регион, где спор за первенство нам только предстоит. А вот на Севере мы сильнее. Но это не значит, что мы не хотим развивать бизнес в Самаре, просто для этого нужна подготовка, нужны ресурсы. У нас есть список регионов, где мы планируем наращивать присутствие, и Самарская область у нас в приоритете.

Из объективных факторов, которые можно отметить, - самарские банки не так активны, как хотелось бы. Если бы они к нам обращались чаще, то и ответ был бы соответствующий. Если бы они задавали вопросы, то мы бы поняли, что из нашего арсенала мы можем им предложить, а быть может, и разработать «с нуля», в соответствии с их нуждами и потребностями. И, конечно, нашли бы деньги на это. Почему-то существует мнение, что только избранные с нами могут общаться. Это совершенно не так! Надо звонить, работать, мы готовы сотрудничать с региональными банками. Сейчас принято решение в первую очередь развивать премиальные продукты, следующий этап – экспансия в регионах.

Ставка на богатых

- Почему премиальные продукты для вас в приоритете? Богатые люди из-за кризиса беднее не стали?

- Кризис больнее всего ударил по массовому сегменту, который и в хорошие дни не очень активно пользовался картами. А вот премиальные карточки во время кризиса нисколько не просели. Мало того, мы наблюдаем значительный рост по таким показателям, как обороты в торговой сети. Обеспеченные люди, конечно, тоже немного изменили свои привычки – если раньше они шли в ресторан и брали там бутылку дорогого вина на ужин, то теперь они идут в супермаркет и покупают вино там. Характер их трат поменялся, но они все равно платят картой – они оценили ее удобство и не видят смысла от этого отказываться. Поэтому сейчас основной акцент сделан именно на премиальный сегмент. Конечно, мы разрабатываем и социальные карты, бесконтактные платежи, которые будут экономить время потребителей в фаст-фудах, на бензоколонках, в супермаркетах и транспорте, но сегодня именно премиальный сегмент находится в фокусе нашего внимания. Все зависит от того, насколько доход человека соотносится с прожиточным минимумом. Если вы получаете меньше его, то бесполезно вас на что-то агитировать – вы возьмете наличные и пойдете на рынок. Для таких людей экономия 10% на торговой наценке в супермаркете значительна. И это, конечно, проблема.

Совершенно иная картина в премиальном сегменте. Ну, может, машины они будут покупать не каждый год, а раз в два года, может, дом новый строить не будут, или яхту не купят, но они не перестанут ходить в рестораны, клубы, покупать хорошую еду, дорогую одежду и обувь. Такие люди если экономят, то в части крупных покупок. А мы работаем в сегменте небольших покупок, где все более чем стабильно для этой категории потребителей. По картам редко покупают квартиры, машины, яхты.

- А сколько в регионах сосредоточено пользователей премиум-продуктов MasterCard?

- Я думаю, что картина будет такая же, как с оборотами. То есть на регионы приходится где-то четверть таких продуктов. Ведь существует еще какая проблема: люди из регионов часто открывают счета в московских банках. Как мы их отследим? Мы видим, что карточка московского банка, но кто это – не знаем. Поэтому подсчитать это точно весьма проблематично.

Перспективы

- Ведете ли вы переговоры о сотрудничестве с российскими платежными системами? В частности с «Золотой короной» и NCC. Visa уже сотрудничает с NCC, а вы нет, почему?

- А что вы подразумеваете под сотрудничеством с российскими платежными системами? Мы сотрудничаем в общих для всех систем вопросах, таких как обучение населения работе с картами, борьба с мошенниками и по другим линиям, направленным на общее развитие рынка пластиковых карт в России. Но не нужно забывать, что другие платежные системы – это наши конкуренты! Правда, некоторые российские системы предстают перед нами в двух ипостасях. Например, та же NCC работает как платежная система и как процессинговый центр. Во втором случае мы их сертифицировали, работаем, правда, не так эффективно, как хотелось бы. Вместе с другими системами мы пытаемся развивать рынок. Есть даже рабочие группы по разработке законопроектов, где мы все вместе работаем. Но в остальном мы конкуренты. В чем сотрудничество Visa и NCC? Это ко-бренд, у нас тоже такие проекты есть. Например, с «Золотой короной». Это заслуга не NCC: банки сами захотели – сказали, что им нужен такой продукт, и его получили.

- Как вы оцениваете нынешний уровень развития российских платежных систем?

- Смотря что подразумевается под российскими платежными системами. Вот наша компания - российская платежная система?

- У вас акционеры иностранные...

- Акционеры «Золотой короны» или Сберкарты – тоже не все резиденты России. Почему же их называют российскими? Российские банки имеют наши акции, а также они свободно торгуются на бирже, и их может купить любой желающий. Не так важно – российские или не российские акционеры у компании, главное, что компания работает в России, полностью выполняя все требования российского законодательства. Если оно несовершенно в этой сфере, давайте его улучшать. Для пользователей этот аспект не является существенным. Мы различаемся только масштабами работы. Мы не выпускаем карты, это делают российские банки, выполняя все требования национального регулятора.

- MasterCard у большинства населения ассоциируется с кредитными картами. А как же дебетовые карточки? Вы их будете развивать?

- Если вернуться на 5-7 лет назад, то кредитные карты в Россию принесли мы. И не от хорошей жизни, надо сказать. В это время наши конкуренты обладали куда большими ресурсами на рынке. Мы тогда для себя решили, что наиболее востребовано в стране будет направление кредитных карт, и все ресурсы бросили на развитие этого направления, осознанно оставляя дебет на растерзание конкурентам. Тогда и время было подходящее, и опыт наш позволял развивать это направление. Сейчас кризис, кредитные карты идут не так хорошо. Мы понимаем, что ресурсы для банков стали дороже, и они стали дороже продавать кредиты. А по дебетовым картам люди зарплату получают каждый месяц. Нам остается лишь объяснить людям, что не в банкоматах счастье и что карта – это не только доступ к наличным, а еще и удобное средство оплаты их покупок. Поэтому акцент сейчас переносим в сторону дебетовых карт. Кстати, такая ситуация не только в России. Этот процесс мы наблюдаем во всем мире. Действительно, у людей есть стереотипы в головах – если кредитная карта, то MasterCard, если дебетовая, то Visa. Но мы эти стереотипы ломаем.

Aвтор: Антон Утехин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления