Отдельные инорегиональные банки начали выделять новый сегмент банковского обслуживания между уровнями «масс» и «приват».
Данное направление особенно актуально для регионов, где есть состоятельные клиенты, но приват-банкинг не очень популярен. Недавно новое направление в обслуживании, названное премиум-банкингом, стал развивать Райффайзенбанк. Данный сегмент направлен на клиентов, которые заинтересованы в услугах выше уровня обслуживания «масс», но в то же время по уровню доходов и потребностям не соответствуют статусу VIP.
Как рассказали в Райффайзенбанке, премиум-банкинг, как и приват-банкинг, предполагает наличие у клиента персонального менеджера, возможность прямого контакта с банком в любое время, а также возможность индивидуальной разработки финансовых предложений. Возможна выдача займа на большую сумму, чем установлено для сегмента масс-банкинга, или же индивидуальный подбор сроков кредитования. При этом стоимость обслуживания ниже, чем на VIP-уровне, что делает сегмент доступным для более широкой аудитории. Для точек премиум-банкинга выбрано оформление, отличное от стандартного оформления банка. За границей такой уровень сервиса, называемый Mass affluent, развивается давно, в России он пока является нововведением.
Как отметили в большинстве банков, все клиенты выше уровня «масс» обслуживаются на уровне приват-банкинга и дополнительно не разделяются. Как подтвердил старший аналитик управления инвестиционных стратегий дирекции по работе с состоятельными клиентами Юниаструм Банка Сергей Михайлов, приват-банкинг предполагает наличие услуг для всех сегментов состоятельных клиентов. И уже в зависимости от потребностей услуги подразделяются на несколько специализированных программ, которые предполагают и наличие персонального менеджера, и индивидуальное обслуживание, и возможность получения особых преференций.
Тем не менее, если в Москве сегмент приват-банкинга еще можно назвать востребованным, то в регионах многие организации, пытаясь развивать VIP-обслуживание, ориентируются на клиентов с более низким уровнем дохода и меньшими запросами. Средний размер доступных к размещению средств, на который ориентируются банкиры в регионах, – это $50 тыс., что как раз соответствует уровню обслуживания Mass affluent. По словам экспертов, хотя данное направление только начинает осознанно прорабатываться банками, скоро оно может стать очень актуальным. В связи с этим банки, ориентируясь на западный опыт, расширяют предложение в сегменте. «Например, в ближайшее время планируется запуск новой программы – оправдавшего себя на рынке Mass affluent пакетного предложения», - рассказал Сергей Михайлов. Выделение на уровне региональных офисов дополнительного уровня обслуживания Mass affluent может повысить востребованность персонального банковского обслуживания и стать достойной если не вовсе заменой, то подменой не очень популярного приват-банкинга.
Сергей Михайлов, старший аналитик управления инвестиционных стратегий дирекции по работе с состоятельными клиентами Юниаструм Банка:
- В ближайшее время планируется запуск новой программы – оправдавшего себя в сегменте Mass affluent пакетного предложения. Услуги для этого сегмента клиентов доступны в большинстве точек присутствия банка.
Особенности сегмента Mass affluent
• Ориентация на состоятельных представителей среднего класса
• Возможность выбора услуг, представленных на уровне приват-банкинга
• Возможность оформить пакет банковских услуг
• Более низкая по сравнению с приват-банкингом стоимость обслуживания