В 2010 году усилиями областных властей создана региональная авиакомпания AirSamara, первый полет которой намечен уже на весну 2011 года. Хорошие показатели деятельности и у ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», 50,99% акций которого сейчас федеральные власти передают на баланс области. Это позволит привлечь инвестиции в размере 9 млрд рублей и начать модернизацию регионального аэропорта.
Базовый перевозчик
Идея создания регионального авиаперевозчика появилась довольно давно — практически сразу после банкротства обслуживающей львиную долю пассажиропотока аэропорта «Курумоч» авиакомпании «Самара». Созданный в 2010 году областным правительством, аэропортом «Курумоч» и воронежской авиакомпанией «Полет» новый авиаперевозчик получил имя AirSamara.
Подводить итоги деятельности авиакомпании, к сожалению, пока рано, поскольку полеты AirSamara не начала выполнять до сих пор. Однако, по словам генерального директора ОАО «Эйр Самара» Александра Кожинова, сам факт появления компании в 2010 году можно отнести к положительным итогам года. «Проведена регистрация общества как юридического лица, своевременно зарегистрирована эмиссия акций ОАО. Велась напряженная работа на экспертном уровне по разработке бизнес-плана ОАО и выбору базового самолета для авиакомпании. Активно идут переговоры с владельцами и потенциальными лизингодателями воздушных судов, - замечает Кожинов. - В деталях проработана «дорожная карта» по проведению сертификации «Эйр Самара» и получению «Сертификата эксплуатанта» - главного документа, который позволяет юридическому лицу называться авиакомпанией. Подготовлено помещение для работы авиакомпании на первоначальном этапе, идет работа с персоналом, который предлагает свои услуги в качестве сотрудников различных служб авиакомпании».
Сейчас уже намечен срок первого полета как конец марта - начало апреля 2011 года. Кроме того, определены и воздушные суда, которые будет использовать авиакомпания. Первый - региональный самолет EMBRAER-145 в компоновке 50 кресел для полетов на маршрутах до 2000 км по РФ и СНГ. В 2011 году запланировано получить на основе финансового лизинга девять самолетов этого типа. Второй - самолет семейства А-320 в двухклассной компоновке для выполнения международных полетов и полетов на линиях с высоким пассажирским спросом в количестве восьми воздушных судов на основе операционного лизинга. В 2012 году запланировано получение пяти машин и в 2013 году еще трех самолетов.
География полетов будет более насыщена, чем у предшественника – ОАО «Авиакомпания Самара». Планируется к работе 11 направлений со старта авиакомпании и до 63 направлений в 2012 году. План по перевозке на 2012 год - более 500 тысяч пассажиров.
Необходимый модерн
Уже сейчас можно сказать, что ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» преодолеет по итогам 2010 года рубеж в 1,5 млн обслуженных пассажиров: по итогам 11 месяцев 2010 года уже обслужено 1 457 047 человек. Кроме того, по словам генерального директора ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонида Шварца, аэропорт закончит год с хорошей прибылью.
Рост финансовых и хозяйственных показателей делает самарский аэропорт еще более инвестиционно привлекательным. Кроме того, ведутся работы по привлечению инвестиций и со стороны областных властей. Так, например, президент РФ Дмитрий Медведев подписал в августе указ о передаче 50,99% акций аэропорта в собственность Самарской области. Это, по словам министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерия Матвеева, позволит правительству региона принять активное участие в полномасштабной реконструкции и модернизации объектов аэропортной инфраструктуры и привлечь на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) необходимые инвестиции в размере 9 млрд рублей.
По замыслу областных властей, на условиях ГЧП в «Курумоче» будет построен новый аэровокзальный комплекс, центр по техническому обслуживанию воздушных судов, грузовой терминал, гостиница, бизнес-центр, многоярусная парковка для автомашин на 700 мест, будут созданы дополнительные рабочие места. В результате реализации проекта к 2020 году аэропорт сможет обслуживать более 5 млн пассажиров в год, что в три раза больше по отношению к 2008, докризисному году. «Что касается выбора инвестора, то процедура конкурсного отбора будет произведена в августе - сентябре 2011 года. У нас есть уверенность, что все работы будут завершены уже к 2014 году», - замечает глава транспортного ведомства. Заметим, что среди наиболее возможных инвесторов отмечаются ГК «Ренова», Fraport, УК «Лидер», ООО «Новапорт», «ВТБ Капитал», Macquarie Group и Flughafen Wien AG.