В начале этой недели глава региона Николай Меркушкин провел рабочую встречу с руководством «ОДК» и американских ракетно-космических компаний.
Целью встречи губернатора со старшим вице-президентом Orbital Sciences Corporation Майклом Энтони Хэмелом, вице-президентом корпорации Aerojet Джулией Ван Клик, генеральным директором ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» Владиславом Масаловым, исполнительным директором ОАО «Кузнецов» Николаем Якушиным и главным конструктором ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» Валерием Данильченко стало обсуждение долгосрочного сотрудничества.
Цель сотрудничества – развитие перспективных проектов самарского аэрокосмического кластера, в том числе дальнейшая реализация проекта по восстановлению серийного производства двигателя НК-33.
Николай Меркушкин напомнил, что в ночь на 22 апреля со среднеатлантического космодрома NASA стартовала американская ракета-носитель среднего класса Antares, разработанная Orbital Sciences Corporation и оснащенная модернизированным самарским двигателем НК-33/AJ-26.
Николай Меркушкин: «Для Самарской области это важное событие, и мы надеемся на продолжение сотрудничества с американскими коллегами. Уже в сентябре самарский двигатель выведет на орбиту второй Antares. Реанимация проекта двигателя НК-33 - важный этап для ОАО «Кузнецов» - предприятия, которое почти полвека назад для советской лунной программы создало этот двигатель».
Глава региона отметил позитивные изменения, происходящие в последнее время на «Кузнецове». Он рассказал, что в ближайшие 3-4 года на модернизацию производства будет направлено порядка 7 млрд рублей. «Продукция завода пользуется спросом у ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», предприятий ракетно-космической отрасли. Для дальнейшего развития нам необходимо сотрудничество и с американскими предприятиями отрасли. Для Самарской области реализация совместной российско-американской программы по серийному производству двигателей НК-33 чрезвычайно важна. Я уверен, что ей будет способствовать успех, мы будем двигаться вперед и побеждать», - подчеркнул Николай Меркушкин.
Николай Якушин, в свою очередь, комментируя городскому порталу Samara24 эту ситуацию, рассказал: «Полет ракеты-носителя «Антарес» с модернизированными самарскими двигателями НК-33/AJ-26 можно со всей уверенностью назвать событием исторического масштаба. Разумеется, оно стало ключевым и для всего коллектива ОАО «Кузнецов». Однако эмоции от первого пуска остались позади, и сейчас стоит вопрос об оценке дальнейших перспектив данного проекта. Американские партнеры после состоявшегося успешного старта серьезным образом заинтересовались вопросами долгосрочного сотрудничества, связанными с поставками наших двигателей в интересах американской программы «Антарес». Целью их визита стала необходимость убедиться в том, какими объективными возможностями обладает предприятие ОАО «Кузнецов» для реализации этой задачи. Коллеги оценили потенциал производственного комплекса, убедились в уникальности испытательной базы ОАО «Кузнецов». Немаловажным для них стало и общение с молодым поколением конструкторов и производственников, занимающихся проектом, а также с ветеранами, имеющими непосредственное отношение к работе над созданием уникального самарского НК-33».
В завершение Якушин сообщил, что итоговое решение относительно заключения контракта в рамках долгосрочного взаимодействия будет принято американскими партнерами не ранее конца текущего года, и, по его мнению, было бы неверным торопить эти события.
«Они не скрывают желания к выстраиванию дальнейшего взаимодействия, но, поскольку вопрос реализации программы «Анатрес» для них принципиален, и речь идет именно о долгосрочном сотрудничестве, они просто обязаны детально проанализировать ситуацию и взвесить все существующие плюсы и минусы. Нам удалось убедить коллег в том, что производственный комплекс способен к быстрому восстановлению производства, как в интересах американских программ, так и российской. Мы сделаем все возможное, чтобы двигатель НК-33 в Самаре получил новую жизнь», - заверил Якушин.
НК-33 создавался как двигатель для первой ступени «лунной» ракеты - Н1-Л3 в конце 60-х – начале 70-х годов. К моменту начала работы по этой тематике замкнутая схема жидкостных ракетных двигателей была известна, однако двигателей с применением данной схемы на топливной паре кислород-керосин не было. Появление НК-33 разработки авиационного конструктора Николая Кузнецова стало мощным техническим прорывом в отечественном ракетном двигателестроении.
Главное преимущество НК-33 – минимальный вес относительно тяги. По экономии топлива он соответствует сегодняшнему уровню требований к развитию техники.
В 1974 году «лунная программа» была закрыта по инициативе Валентина Глушко. Созданную партию двигателей НК-33 приказали уничтожить. Однако Николаю Кузнецову удалось спасти любимое детище.
В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес у зарубежных партнеров, особенно - у американской делегации. Чуть позже американские партнеры приехали в Самару к Николаю Кузнецову. В 1993 году предприятием «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» (ныне ОАО «Кузнецов») с американской фирмой «Аэроджет» был заключен договор о сотрудничестве в части «применения ЖРД НК-33 на зарубежных носителях». С этого момента началась совместная многолетняя работа российской и американской сторон.
Между тем, на этой же неделе Николай Меркушкин провел рабочую встречу с генеральным директором «ЦСКБ-Прогресс» Александром Кирилиным. Основной темой встречи стало создание НИИ космического машиностроения на базе СГАУ.
Институт расположится в одном из корпусов СГАУ. Планируется, что он будет включать в себя не только аудитории и лаборатории, но и производственный участок по строительству малых космических аппаратов. Также будут созданы кафедры производства летательных и космических аппаратов. Работать НИИ начнет уже в конце этого года, а запуск линии по сборке запланирован на 2017 год, сообщает пресс-служба правительства региона.
Кира Терземан
Все новости и статьи городского портала Samara24 читайте здесь.