В ноябре в России разгорелись настоящие страсти по гречке. Самара в стороне не осталась. Как-то неожиданно мы стали свидетелями пустых полок в супермаркетах. Казалось, что наступил дефицит. Тем более, федеральные эксперты твердили о неурожае гречихи. Однако власти попытались развеять панику, заявив о том, что запасов крупы хватит всем россиянам с лихвой. Так что же происходит? Почему цены на гречку растут, как на дрожжах, а упаковки с крупой, которая в принципе пользуется умеренной популярностью, сметают с полок магазинов, как горячие пирожки?
Дефицит продуктов в СССР, видимо, наложил серьезный отпечаток на сознание россиян. Как только появляются слухи, что ожидается нехватка какой-то продукции, обеспокоенные граждане мчатся в магазин и сметают все с полок. В результате паника только нарастает, как, собственно, и цены.
Помните, несколько лет назад мы уже переживали «гречневый кризис». Не помню, чтобы крупа полностью исчезала из магазинов, но вот заоблачные цены точно были: по 100 и более рублей за килограмм! Это, конечно, натуральный грабеж. Но хуже то, что сложившаяся ситуация давала почву для слухов о росте цен на другие социально важные товары. Помню, ехала в электричке и случайно подслушала разговор компании пенсионерок. Обсуждали они то, что нужно бежать в магазин за спичками и солью. Ведь говорят, что они скоро окажутся в дефиците. Вот только вопрос: кто так запугал этих бедных пожилых женщин?
Сейчас разворачивается аналогичная ситуация. Все уже и забыли, каково это тратить по сотне за килограмм гречки, которая, в принципе, является дешевой крупой. Но тут появились сообщения о неурожае гречихи в Алтайском крае. Затем в федеральных масс-медиа поползли слухи, что крупа будет в дефиците. Цены начали постепенно расти, и народ, как водится, пошел запасаться на «черный день». Делали это даже те, кто, собственно, и гречку-то особо не любит. Есть несколько таких запасливых среди моих знакомых.
Результатом этого ажиотажа стала паника. Ведь придя в магазин, люди заставали пустые полки, что вызвало у них естественный вопрос: «А может и правда наступил дефицит?». Вот так и я пришла в супермаркет, где обычно есть все в достаточных количествах. Подхожу к полке с крупами и вижу огромную дыру. Возникла она там, где должны быть гречка. Покупатели вычистили все, не оставив ни одной упаковочки.
Смотрю, стоит ошарашенная пенсионерка. Спрашивает у меня: «А че это гречки нет?». Я ей объясняю, что люди напугались дефицита, вот и скупили все, что есть. И в некоторых других магазинах такая же картина. Она в ответ: «Дураки что ли?! Я вот диабетик, и то не побежала скупать все подряд!». В результате бабушка побрела с пустой корзиной в поисках гречки в других магазинах.
Удивительно, что даже человек советской закалки считает глупым поведение запасливых россиян. Но вот остальных подстегивают цены. В одних магазинах гречка стоит около 40–50 рублей, в других — 70–90. Чем объясняется такая разница? Неизвестно. В ситуации будет разбираться Федеральная антимонопольная служба. Но что толку? В прошлый «гречневый кризис» это ни к чему не привело. Ну, оштрафовали пару-тройку поставщиков, а людям-то от этого что? Они ведь закупили гречки столько, сколько им точно не нужно. Те, кто этого не сделал, вынуждены отдавать за крупу намного больше, чем она стоит.
Тут возникают сразу несколько вопросов. Во-первых, есть ли действительно основания для паники? Даже если запасов гречки в России хватит на всех с лихвой, то кто гарантирует, что поставщики не задерут цены до небес? Вот что говорят в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: «Из информации торговых сетей следует, что увеличение уровня цен на гречку происходит в связи с распродажей запасов крупы в магазинах и поступлением ее от поставщиков по более высоким отпускным ценам. Ажиотажный спрос на крупу гречневую возник в регионе после сообщений СМИ о неурожае этой культуры в Алтайском крае. Население закупает гречку в большом количестве, что привело к перебоям поставок крупы в крупных торговых сетях».
Во-вторых, какие еще сюрпризы готовит нам экономика? Не секрет, что инфляция будет большой. Цены, конечно же, вырастут. К тому же федеральные эксперты вновь нас пугают. Теперь они заявляют, что вслед за гречкой подорожают макароны — на 20–25%, а также рис. Говорят, что в опте эта крупа подорожала почти на 7000 рублей за тонну. А знакомые мне рассказали, что и рис в некоторых магазинах исчез с полок. Что, в конце концов, происходит?
Мне все больше кажется, что виной всему спекулянты. Им совсем не жалко запугивать людей дефицитами и кризисами, заставлять их делать глупые поступки в виде покупки 10 килограммов гречки, когда обычно килограмма хватает на полгода-год.
Дать отпор таким умельцам смогут только органы власти. Антимонопольщики должны не только оштрафовать виновных в завышении стоимости гречки и других продуктов питания, но и снизить цены, вернуть их на допустимый уровень. Мы же можем только успокоиться, не поддаваться панике и анализировать сообщения и комментарии экспертов. В конце концов, именно от спроса зависит предложение.
Фото: Фото Алексея Ногинского