«Подумаешь, кредит, полстраны живет в долг, а я чем хуже?». Такой настрой к займам звучит довольно оптимистично. Но не у всех кредитных историй бывает счастливый конец. Почему ссуды превращаются из спасательного жилета в ярмо, и как вытянуть должника из кредитной воронки? Об этом рассказали в самарском Центре правовой помощи.
С чего всё начиналось
В середине нулевых в России начался бум на потребительские кредиты. Банки предлагали сделать покупку в долг: забрать из магазина сразу, а платить по частям, раз в месяц с процентами. Тогда это многим послужило на пользу: в квартирах массово появлялись новые микроволновки, холодильники и телевизоры. Неискушенные клиенты были ответственны, платили строго по графику и часто прибегали к услуге разово — по нужде. После тренд сменился на кредитки: тоже удобно — тратишь на любые покупки, а потом возвращаешь. Иногда и вовсе без переплат, если у карты хороший льготный период.
— Свой первый кредит я оформил на ноутбук: старый компьютер внезапно «полетел» без возможности восстановления, — вспоминает самарец Кирилл Пастухов. — Выбрал новый гаджет в гипермаркете бытовой техники, получил одобрение с комфортным ежемесячным платежом — его и долгом-то не назовешь. Расплатился за год без проблем и с тех пор брал потребительские кредиты еще несколько раз по мере необходимости.
Однако у любой хорошей идеи есть свои подводные камни: легкое и непринужденное отношение к кредитам может обернуться целой проблемой. Особенно в нестабильные с точки зрения экономики времена.
— Друзья позвали меня отдохнуть за границей. Путешествие было дорогое, но поехать очень хотелось. В итоге я рискнул и взял на поездку заём в банке. Но на отдыхе я утопил смартфон. Приехав домой, сразу купил новый, тоже в кредит. Проблемы не видел — раньше же справлялся с платежами, да и зарплата позволяла, — делится Кирилл. — Но через месяц наступил кризис.
Долг превращается в снежный ком
Как рассказали в Центре правовой помощи, большинство людей, которых обременяют кредиты и задолженности, рассказывают схожие истории. Сначала небольшие покупки и подъемные суммы, которые можно вернуть с аванса или премии. Потом займы покрупнее: хочется поменять машину, сделать ремонт, посмотреть мир. Всё идет гладко до первого форс-мажора. Как и в истории Кирилла.
— Если посчитать, то небольшие суммы кредитов складываются в очень приличные траты, еще и проценты сверху. К сожалению, получилось так, что мои траты резко увеличились, а зарплата — наоборот. В ход пошли кредитные карты. Иногда денег хватало только на погашение платежей перед банками, — рассказывает молодой человек.
Найти выход из такой ситуации самостоятельно может не каждый. Кому-то помогают друзья и родственники. Кому-то продажа собственности. А кто-то совсем отчаивается. Точкой невозврата для Кирилла стало сокращение на работе. Мужчина остался без постоянного дохода и с долгом, который вскоре оброс просрочками.
Однако и эта ситуация — не безвыходная. Эксперты правовой компании рассказали, что избавиться от долга при определенных условиях самарцы могут по закону, если получить статус финансово несостоятельного гражданина. Главное — найти грамотных специалистов, которые помогут в сопровождении этой тонкой процедуры.
Как скинуть кредитное ярмо
Действительно, избавиться от задолженностей по просрочкам физические лица могут по праву. Это прописано в федеральным законе № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он стал третьим единым российским законодательным актом, который регламентирует признание юридического лица банкротом, порядок действий и взаимоотношения сторон.
Потенциальные банкроты — это люди, накопившие большую задолженность перед кредитными организациями и просрочившие выплаты по ним более чем на 90 дней. Это основные условия для признания физлица финансово несостоятельным через суд.
Чтобы понять, подходит ли его случай под признание должника банкротом, Кирилл решил проконсультироваться с юристом. В Центре правовой помощи такие консультации для самарцев проводят бесплатно.
— Чаще всего к нам обращаются заемщики с долгом свыше 300 000 рублей. Каждая ситуация разбирается лично, нужно обсудить ее с юристами и определить подходит ли вам процедура банкротства. За последний год к нам обратилось около 200 человек, 150 процедур банкротства уже произведено. По части обращений продолжают вестись консультации с индивидуальным разбором ситуаций, — резюмирует руководитель Центра правовой помощи Артем Калачанов.
Центр правовой помощи:
+7 937 23‒9999‒0,
+7 937 658‒54‒35;
bankrot63samara.ru;
vk.com/public164799844;
ул. Демократическая, 37, офис 2.