Ежегодно 2 декабря в России отмечают неофициальный профессиональный праздник всех работников банковской системы РФ — День банковского работника. В преддверии праздника о ситуации на банковском рынке, популярных инвестиционных продуктах и потребностях самарцев рассказал Андрей Колесов, коммерческий директор региона «Поволжье» ЮниКредит Банка, который в этом году отмечает 15-летие филиала в областной столице.
— ЮниКредит Банк появился в Самаре в 2002 году как банк для бизнеса. А спустя 4 года офис преобразовался в полноценный филиал, чтобы предоставлять услуги и частным клиентам. В этом формате банк работает здесь уже 15 лет. Почему вы решили запустить услуги и для физических лиц?
— Тогда, 15 лет назад, мы работали в городе в формате представительства, накопили успешный опыт и возможности создать устойчивую базу для выхода на рынок кредитования физических лиц. Он в тот момент уже набирал обороты. Перспективы были очевидны, и мы не могли ими не воспользоваться. Так мы приняли решение расширять бизнес в Самаре и области.
— Как менялся ассортимент услуг для частных лиц?
— В самом начале нашей деятельности на рынке розничных банковских услуг банк делал упор на автокредитование, выдачу ипотеки, кредитование малого и среднего бизнеса. И мы преуспели на этих рынках, постоянно находясь в числе лидеров сегментов. Постепенно мы расширяли продуктовую линейку, в том числе способствуя повышению финансовой грамотности населения через использование кредитных и дебетовых карт для безналичной оплаты товаров и услуг, развитие мобильных сервисов, инвестиционных продуктов. Время показало, что мы двигались и двигаемся в правильном направлении.
— Если говорить о вкладах, что изменилось в этом направлении?
— Их доходность стала снижаться по мере снижения инфляции. В середине 2020 года она достигла минимальных значений в 3–3,5% по рублевым депозитам и стремилась к нулю по депозитам в иностранной валюте. У самарцев возникла потребность в альтернативе с более высокой доходностью. Ею стали инвестиционные продукты, которые активно представлены в банках и пользуются спросом у населения. И хотя ставки по вкладам за последнее время немного подросли, потенциальная доходность инвестиций всё равно выше.
— Популярность инвестиций среди самарских клиентов ЮниКредит Банка кроется только в высокой доходности?
— Многие наши клиенты распробовали альтернативные вложения и не готовы размещать деньги только во вклады, у них появилась возможность реализовать свои предпочтения.
Например, накопительное страхование жизни пользуется популярностью у родителей, т.к. позволяет накопить в течение длительного срока средства для значимого события в жизни ребенка. Это может быть оплата обучения или первоначальный взнос на ипотеку. При этом продукт позволяет получить гарантированный налоговый вычет в размере 13% с каждого взноса, не превышающего 120 000 рублей. Какой вклад даст такую доходность?
Инвестиционное страхование жизни дает возможность зафиксировать на весь срок инвестирования купонный доход. Он выплачивается в зависимости от динамики цен базовых активов. Доход от таких инвестиций может превышать доходность по депозитам в 1,5–2 раза и позволяет инвестировать не только рубли, но и валюту. В отношении и средств, и самого клиента действует механизм юридической и страховой защиты.
Приобщиться к потенциально высокодоходным инвестициям в ценные бумаги и даже в золото можно, приобретая ПИФы — паевые инвестиционные фонды. Или же направляя денежные средства в ДУ — доверительное управление. В этом случае вашими деньгами управляют профессионалы фондового рынка. Это снижает риски и повышает доходность.
— Кстати, о рисках. Банк предупреждает о них клиентов, которые хотят инвестировать в инструменты фондового рынка?
— Безусловно, это важная часть нашей работы. Наши консультанты в офисе всегда помогут подобрать продукт, отвечающий потребностям, расскажут о тонкостях и преимуществах инвестирования, предупредят о возможных рисках. Все клиенты в обязательном порядке проходят анкетирование, цель которого — определить специальные знания, опыт человека в сфере финансов. Мы очень внимательно следим за тем, чтобы клиенты понимали суть продукта и его условия, вкладывали свои деньги осознанно и получали сбалансированный инвестиционный портфель с повышенной доходностью.
— Как бы вы описали типичного клиента — инвестора ЮниКредит Банка?
— В популярных книгах ведущих финансистов можно встретить утверждение о том, что инвестировать нужно независимо от уровня дохода и социального статуса, что это вложение в свое будущее, будущее своих детей. У нас множество клиентов разного статуса, с разными суммами вложений. Но все они похожи в стремлении накопить и приумножить, в чём мы их активно поддерживаем.
— В этом году дебетовая карта вашего банка Prime Visa Signature в пакете услуг PRIME признана самой выгодной картой для путешествий среди почти 900 банковских карт по результатам исследования компании Frank RG. Какие преимущества позволили ей получить такое признание?
— В первую очередь то, что мы одними из первых на рынке реализовали идею «умного кешбэка». Нашим клиентам не нужно ежемесячно ломать голову над выбором категории для повышенного процента кешбэка. По нашей карте он начисляется автоматически на одну из пяти категорий, по которой прошли наибольшие траты в прошедшем месяце. Также у клиента есть выбор: зачислить кешбэк рублями на карту, бонусами на карту партнера или милями при выборе программы для путешественников. При этом пакет услуг PRIME обладает всеми привилегиями премиального обслуживания. Это бесплатные переводы по России и за границу, льготный курс купли-продажи иностранной валюты, трансферы по городу посещения, бизнес-залы в аэропортах по всему миру и многое другое.
— Как в целом банк работает в направлении дебетовых карт?
— Основное направление нашей работы с дебетовыми картами — свобода выбора. Мы предоставили нашим клиентам разнообразный набор программ лояльности с картой банка CASH&BACK: это «Кешбэк на все», уже упомянутый «Умный кешбэк», «Авто и транспорт».
К этому следуют добавить, что мы активно участвуем в повышении финансовой грамотности детей наших клиентов. Родители могут оформить карту своим детям от 6 до 14 лет. Ребенок может выбрать один из трех дизайнов, и детская карта будет обладать всеми атрибутами взрослой, включая технологию бесконтактной оплаты, в том числе с использованием смартфона.
— Последние полтора года мы все провели в совершенно новых для себя жизненных реалиях. Как банк откликается на эти изменения?
— Новые реалии только ускорили те тренды, основа которых была заложена несколько лет назад. Клиенты хотят иметь возможность получить весь спектр банковских продуктов и услуг, не выходя из офиса или дома, в любой точке мира в любое время суток движением одного пальца руки. При этом использовав дружелюбный интерфейс своего мобильного банка. ЮниКредит Банк идет в ногу со временем, предоставляя своим клиентам такую возможность.
АО ЮниКредит Банк
www.unicredit.ru