Выучить свой урок так, чтобы отлетало от зубов. Выслушать советы от коллег, видящих в тебе по-прежнему свою ученицу. Подготовить к работе компьютерный класс, за партой которого когда-то сидела сама. Юлия Зимнюкова рассказала 63.ru о том, как ей работается педагогом в школе, где когда-то она училась сама.
Первое сентября 2002 года. Солнце слепит глаза. Маленькая Юля стоит на линейке среди стайки таких же растерянных, как и она, одноклассников. Большой белый бант туго стягивает белокурые волосы. Вокруг суетится гордый папа и снимает праздник на видеокамеру.
Дальше перед ее глазами, как на кассете в перемотке, проносится вихрь ярких воспоминаний. Школьные будни, последний звонок, выпускной. Юлия покидала родные стены, искренне полагая, что больше сюда не вернется. В ее жизни появился университет. Вместе с ним пришли бессонные ночи перед экзаменами, несчетные пары и сессии. И, наконец, торжественное вручение диплома – красного и такого долгожданного.
Университет с отличием девушка окончила неслучайно. Помогла практика. На третьем курсе Юля решительно, как и в тот, первый раз, когда ее привели сюда родители, перешагнула порог школы. Она вернулась, чтобы с гордостью нести звание молодого преподавателя.
— В родную школу я попала благодаря дружбе с педагогами. Одна из моих знакомых — учитель информатики — рассказала, что уходит в декрет. И спросила меня, не хочу ли я занять ее место. Я согласилась. Практика никогда не помешает, — делится Юлия.
Молодая учительница суетится в классе, не присаживаясь ни на минуту. Нужно собрать учебники, проверить работу компьютеров и стереть с доски. Невооруженным глазом видно, что работа спорится в ее руках.
— Моя первая учительница и классный руководитель постоянно твердила мне в детстве, что я стану педагогом. Честно, на тот момент я не видела себя в этой профессии. Но судьба сложилась так, что я поступила в педагогический университет. А когда проработала в школе год, то поняла для себя одно: я буду преподавать, — рассказывает Юлия.
В школе прозвенел звонок. Свет из окон рекреации отражается в свежевымытых полах. Уроки на сегодня закончились. Дети, спеша домой, прощаются с учительницей.
— Это не так уж и тяжело — работать в школе, где тебя помнят ученицей. Но одновременно и непросто. У моих коллег были долгие 11 лет, чтобы сформировать мнение обо мне. А я ведь была не сахар. Меня уже тогда лично знал директор. Пару раз она даже вызывала меня к себе «на ковер». Но самое странное то, что дети еще помнят меня ученицей, — откровенничает Юлия.
Завоевывать авторитет пришлось постепенно. В ход шли разные способы. Одно молодая учительница знала точно: она не свернет с намеченного пути. Сейчас Юлия вспоминает о событиях годичной давности с улыбкой.
— Ты не представляешь, как было страшно, когда я пришла преподавать. Одиннадцатиклассники были всего на три года меня младше. А в этом году ситуация разительно изменилась! Уже на четыре, — смеется учительница.
Современные дети — это поколение телефонов и социальных сетей. Девушке постоянно приходится отбирать все новомодные гаджеты, чтобы завладеть вниманием учеников.
Маленькая разница в возрасте, так пугавшая преподавателя в начале, сыграла ей на руку. У старшеклассников она имеет больший авторитет, нежели у детей из седьмых и восьмых классов. Для семнадцатилетних девушек и парней Юля — своя. Но это не мешает ей выполнять свой долг.
— Сказать честно, я строгая учительница. Если дети меня не понимают и не стремятся понять, то ставлю двойки. Не сразу! Я к каждому ученику стараюсь найти индивидуальный подход. Но если целый класс несет домашнее задание мне три недели, то я рисую в колонку неудовлетворительные оценки, — рассказывает преподавательница.
По ее словам, она не делает исключение даже для собственной сестры.
— Она, конечно, возмущается. Как так, ты не можешь поставить мне хорошую оценку? Но тут вот какое дело. В школе — я учитель, а за периметром — сестра. И ко мне, пожалуйста, на вы, — рассказывает Юля.
Девушка работает на запале. Иначе и невозможно — седьмой класс, новые дети. Некогда расслабляться. Порой даже приходится вызывать родителей в школу.
— С ними легко найти общий язык. Многие понимают, что все мы в детстве были не ангелами. Отношение у них ко мне равное, потому что я молодой педагог информатики. Если бы я преподавала классический предмет — ту же математику, отношение было бы предвзятым. Информатика — сама по себе «молодая», — делится учительница.
На последний вопрос о том, как она снимает стресс после уроков, Юля смеется.
— Особого стресса после рабочего дня у меня нет. В ванну с пеной тоже не лезу, у меня в доме душевая кабина, — откровенничает молодая учительница. — Я скорее нахожу отвлечение в домашних делах. После уроков я драю полы и готовлю.