Преподаватели, школьники и их родители всей страны официально провели первую неделю в формате дистанционного обучения. Какие выводы о перспективах и возможностях онлайн-школы можно сделать по ее итогам? Разбираемся вместе с непосредственными участниками образовательного процесса на удаленке.
Вместо парты — ноутбук: как самарцы перестроились на онлайн-обучение
Период с 6 по 30 апреля был объявлен для образовательных организаций рабочими днями с учетом выходных календарных дней. Жителям региона об этом стало известно из распоряжения Министерства образования и науки Самарской области. В документе сообщалось, что в то же время и учителя, и учащиеся останутся в условиях домашней самоизоляции. Проводить уроки и выполнять домашние задания им предписывается удаленно — с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
— У нас начальная школа, пробелы в базовых предметах сейчас просто недопустимы. Поэтому возможность учиться во время карантина мы восприняли как благо, — рассказывает мама второклассника Ольга Матвеева. — Да, сначала было неясно, как это будет происходить, какие программы придется настраивать на ноутбуке. Но в итоге нашли простое решение: мы выполняем задания как обычно, в тетради, фотографируем и отправляем классному руководителю по электронной почте. А племянник, который учится в другой школе, все задания выполняет в онлайн-учебнике, в котором даже всё проверяется автоматически.
Действительно, каждое учебное учреждение вправе выбрать те ресурсы для организации процесса, которые для него наиболее удобны и доступны в техническом смысле. Будь то платформа для вебинаров, где учителя объясняют новые темы, сайты с тестами, где ученики проверяют усвоенные знания, или мессенджеры, в которых они могут задать уточняющие вопросы.
— Как показала моя практика, главное при дистанционном обучении — предоставить ученикам возможность обращаться к тебе в режиме онлайн. Если этой связи нет, то программа дается ребенку сложновато: у него нет возможности, как на обычном уроке, в любой момент задать вопрос учителю, попросить объяснить что-то еще раз, — отметил преподаватель средней школы Игорь Петров. — Но хочу заметить, что при этом большинство ребят охотно выполняет задания в электронных учебниках. Все-таки они — поколение цифровых технологий, компьютер сопровождает их с рождения, а на обычных уроках школа пока не может обеспечить ПК для каждого.
Что же касается самих школьников, то, помимо интерактивности дистанционного образования, они отмечают, что на удаленке их нагрузка стала более разнообразной.
— Сейчас во время уроков мы можем пользоваться разными источниками в интернете, а на занятиях в школе это невозможно. В моем случае дистанционное обучение — еще и постоянная тренировка устной речи, потому что мы с преподавателями общаемся через голосовые сообщения. Приходится пошевелить мозгами, прежде чем правильно сформулировать мысль, — отметила ученица 8-го класса Ирина Плотникова.
ЕГЭ и ОГЭ: нужно ли волноваться выпускникам?
По данным Министерства просвещения, итоговые экзамены для учеников старших классов в связи со сложной эпидемиологической обстановкой не отменят, а перенесут. Так, например, ЕГЭ, которые должны были пройти с период с 25 мая по 16 июня, состоятся с 8 по 29 июня. ОГЭ вместо 22 мая стартуют 9 июня.
— Конечно, я, как многие родители, тревожилась о том, как мои дети — ученики 9-го и 11-го классов — смогут в такой обстановке подготовиться к выпускным экзаменам. Общение что со школьными учителями, что с репетиторами — только по скайпу. Здесь наконец пришлось признать новые реалии, в которых без интернета не обойтись, так что в каком-то смысле удаленка даже пришлась нам на руку, — делится мама Наталья Дятлова.
Родительница так поясняет свою точку зрения: проходя основную программу дома, сын и дочь не тратят время на сборы и дорогу в школу, плюс сами уроки сокращенные — 30 минут вместо 40. Так у детей появляется больше времени на самоподготовку. К тому же старший выбрал сдавать помимо обязательных предметов довольно сложный панглийский язык.
К счастью, в Сети семья нашла для этого множество электронных ресурсов. Например, программа Smart University (6+) — онлайн-школа для самостоятельного обучения, разработанная МТС. Для ребят, которые готовятся сдавать итоговые экзамены, на платформе запустили профильные интенсивы: 8 вебинаров по математике и русскому языку, еще 12 — по английскому языку. А для закрепления материала — домашние задания.
— Преподавателями виртуальных уроков выступают опытные педагоги с многолетним стажем. Программу и сопутствующие ей материалы разработали эксперты ЕГЭ, с учетом рекомендаций Федерального института педагогических измерений, — рассказали представители МТС.
Что немаловажно, материалы для подготовки пользователям предоставят совершенно бесплатно. Они будут в открытом доступе вплоть до 22 мая. В этот же период все ученики 5–11-х классов смогут бесплатно воспользоваться другой услугой Smart University. Речь идет разговорном клубе английского языка, в котором школьники занимаются в мини-группах до 10 человек.
Дистанционное обучение заменит обычную школу?
Участники учебного процесса сходятся во мнении: удаленное обучение — возможность дополнить и «подхватить» традиционное образование. О том, чтобы онлайн школа могла полностью вытеснить школу очную, пока говорить слишком рано. И дело не только в отсутствии оптимальной технической модели или неравномерной доступности интернета.
— Школа дает детям не только знания, оценки и документы, которые их подтверждают. Это один из главных инструментов социализации человека. Здесь дети учатся общаться, дружить, быть в коллективе и делать первые в своей жизни самостоятельные решения, — считает папа школьницы Сергей Игнатьев.
Самарцы также отмечают, что механизмы онлайн-образования позволяют детям не выпасть из процесса даже в форс-мажорных обстоятельствах и учиться в режиме нескольких экранов — телефона, планшета, компьютера — то есть в привычных для них условиях. Хотя не все родители одобряют то, какое количество времени при этом детям предстоит контактировать с гаджетами.