На рассмотрение в Общественную палату (ОП) Самарской области поступил для обсуждения текст законопроекта о введении дистанционного обучения в школах страны. Документ для общественной экспертизы в 63-й регион направила Общественная палата России.
Он называется «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу добровольности дистанционного обучения». В мае 2020 года законопроект в Госдуму внесла группа депутатов.
Авторы законопроекта предлагают при реализации основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования закрепить обязательное письменное согласие обучающихся (законных представителей обучающихся).
Применение дистанционных образовательных технологий без такого согласия будет допускаться только при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. При это финансовое обеспечение предлагается возложить на бюджеты РФ. Это означает, что тем семьям, где нет компьютеров или ноутбуков для дистанционного обучения, власти региона будут предоставлять гаджеты на определенных условиях.
— Предложенный законопроект имеет под собой логическую основу, поскольку дистанционное обучение в современных условиях стало необходимой практикой, однако в нем отражены не все аспекты применения соответствующих обучающих методик в дистанционном формате. Например, не урегулированы вопросы о пределах применения дистанционных технологий, учета мнения обучающихся (их представителей) относительно порядка введения таких методик (принудительно, добровольно). Вместе с тем нужно учитывать такую проблему, как решение задачи социализации учащихся в процессе очного обучения, эффект которой очень важен для становления личности, воспитания у обучающихся тех свойств характера, взглядов на окружающий мир, которые необходимы для сохранения моральных ценностей, воспитания гражданственности, ответственности. Поэтому соблюдение условия согласия обучающихся на дистанционное обучение не должно быть единственным. Ведь не исключается административное давление и тому подобное, что может вести к «добровольному» согласию на введение ничем не ограниченного дистанционного обучения. Поэтому целесообразно ввести ограничение на дистанционное обучение по объему программ обучения, формам занятий, отчетности: кроме случаев, предусмотренных частью 7 статьи 16 Федерального закона в проекте, то есть при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, а также особых условий для инвалидов и так далее. Таким образом, законопроект может быть поддержан с учетом закрепления дополнительных условий введения дистанционного обучения, — высказал свое мнение председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский.
Заключение региональной ОП направили в ОП России, на площадке которой еще будет организовано общественное обсуждение предложенных изменений в Федеральный закон об образовании.
Между тем в родительских чатах в Самарской области активно муссируется информация о том, что с 20 сентября 2020 года по январь 2021 года школьники перейдут на дистанционное обучение. Это может быть связано со второй волной коронавируса. Но пока официального подтверждения этих данных нет. Более того, министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян опроверг наличие планов по введению тотальной «дистанционки» в школах.