Образование интервью «В очередь — при рождении»: замглавы департамента образования Самары — о местах в детских садах

«В очередь — при рождении»: замглавы департамента образования Самары — о местах в детских садах

Светлана Чикановская дала советы работающим родителям детей дошкольного возраста

Светлана Чикановская работает с детьми со студенческих лет и хвалит современную молодежь

До конца лета в Самаре пройдут еще два распределения мест в детские сады для трехлеток. Что делать тем, чьи дети в дошкольные учреждения не попадут? Какие ошибки совершают родители, ставя своих малышей в очередь? И на что жалуются чаще всего мамы и папы детей, которые оказались в числе счастливчиков? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем руководителя департамента образования мэрии Самары Светланой Чикановской.

Светлана Александровна Чикановская родилась в Новокуйбышевске. Окончила школу № 18. Первое высшее образование — Самарский педагогический институт им. В. В. Куйбышева, факультет физики и математики. Второе — филиал Московского городского педагогического института, специальность — менеджмент организации. Должность заместителя руководителя департамента образования Самары заняла 15 марта 2019 года.

«В этом учебном году планируем открыть еще 1185 мест в детсадах»


— 15 мая в Самаре прошло распределение в детские сады (всего 12 513 мест, из них 1223 — для детей в возрасте до 3 лет). В течение десяти дней руководители учреждений должны были созвониться с родителями и оповестить их, что их сын или дочка попадает в сад. В течение еще 10 дней мамам и папам нужно дать ответ, согласны они отдать ребенка в это учреждение или передумали по каким-то причинам. Отказ от сада можно оформить в МФЦ, при этом очередность за ребенком сохраняется. Дети, которые остались нераспределенными, могут попасть на освободившиеся места после отказа родителей других детей или на дополнительные места. В этом учебном году планируем открыть еще 1185 мест, из них 395 — для детей в возрасте до 3 лет.

— Есть шансы у тех малышей, которым на 1 сентября трех лет еще не будет?

— Следующее распределение пройдет 20 июня. А затем — в первых числах августа. Хочу обратить внимание на распространенную ошибку, которую делают родители. Когда они подают заявление в МФЦ, то не интересуются, а набирает ли сад группу нужного возраста. Например, есть детский сад, образно говоря, № 3, он в этом году набирает группу от 4 до 5 лет, а у меня ребенок от 2 до 3 лет. Естественно, он в сад не попадает. Можно поменять сады и после подачи заявления, при этом дата обращения остается исходной.

В департаменте образования мы используем понятие «учебный год». И у тех малышей, кому на 1 сентября трех лет еще не будет, шансы попасть в сад тоже есть.

— В скольких садах Самары есть ясли? И как туда попасть?

— Сейчас ясельные группы работают в 55 садах. Попасть туда можно также по очереди.

— Какая категория граждан имеет право на то, чтобы их дети попали в сад вне очереди?

— Перечень довольно большой. Есть две позиции — внеочередники и первоочередники. На зачисление вне очереди имеют право дети прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета, чернобыльцев, потерявших здоровье, и дети военнослужащих. Но обращаю внимание, что здесь речь идет о военных, погибших или без вести пропавших, получивших увечья во время боевых действий. Часто сталкиваюсь с тем, что служащие читают только начало, не дочитывают конец этого пункта и претендуют на особые условия для своих детей. Также в Самарской области вне очереди в сады зачисляют детей педагогических работников именно дошкольных образовательных учреждений.

Первоочередники — это ребята из многодетных семей; дети, один их родителей которых инвалид; дети-инвалиды; сыновья и дочери военнослужащих, сотрудников МВД, полиции со специальными званиями, сотрудников таможни, дети одиноких родителей. При этом родителям стоит учитывать, что с момента подачи заявления до зачисления ребенка в сад должно пройти не меньше месяца.

«Не хватает помощников воспитателей и медработников»


— Существуют ли нормативы по количеству детей в дошкольных учреждениях?

— Если в группе малыши до трех лет, то на каждого положено по 2,5 квадратного метра. Если ребята постарше, то 2 квадратных метра. Так что количество мест в группах зависит от площадей здания, где расположен сад.

— Как часто департамент образования проверяет сады?

— У них достаточное количество контролирующих органов, мы в том числе. Департамент образования контролирует подготовку к учебному году, хозяйственную деятельность. По факту проверки мы составляем справку. Если недоработки найдены, то руководителю дается месяц. Если нарушения остаются, то заведующего ждет дисциплинарное взыскание.

Рабочие вопросы не ждут. Их Светлана Александровна решает и во время интервью с 63.RU

— Были случаи, когда приходилось увольнять руководителей садов?

— Пока таких случаев не было. Как правило, нарушения — это рабочие моменты, они происходят не от злого умысла заведующих. Проверка иногда мотивирует человека, чтобы вникнуть глубже в тот или иной процесс.

Проверки мы проводим плановые и внеплановые, по обращению родителей. Они, например, могут пожаловаться на некорректное поведение воспитателя, по каждому такому сигналу мы проводим служебное расследование. И не всегда факт некорректного поведения работника сада подтверждается. Часто родители жалуются на то, что заведующая не взяла ребенка в детсад. Но вины ее здесь нет, система распределения автоматизирована и прозрачна.

— Как обстоят дела с кадрами в детских дошкольных учреждениях?

— Сады укомплектованы сотрудниками на 80%. Не хватает помощников воспитателей и медработников. Помощник воспитателя может иметь среднее образование, его потом направят на переподготовку.

— Из каких источников финансируются детские сады?

— Из двух бюджетов — областного и городского. Из региональной казны деньги поступают на зарплату работников, на средства обучения. Из городской — на обеспечение присмотра и ухода за детьми, на коммунальные услуги, налоги, зарплату техничного персонала, содержание имущества. Обращаю внимание, что родителей не имеют права принудить сдавать деньги. Это наказуемо.

Развивающие пособия детсадам оплачивает областной бюджет 

«Обязательно дойдите до МФЦ»


— Какие советы можете дать работающим родителям, чтобы их ребенок гарантированно попал в детский сад?

— Первый: как только малыш появился на свет, нужно сразу вставать в очередь в дошкольные учреждения. Можно сделать это и дома по интернету, но обязательно в течение недели в МФЦ надо предоставить оригиналы всех необходимых документов. Родители часто совершают такую ошибку: пока мама занята малышом, папа, сидя у компьютера, ставит ребенка в очередь. И, честно выполнив свой долг, забывает, что надо дойти в МФЦ. А ведь если он этого не сделает, то ребенок в очередь не попадет. Многие родители так прождали места в сад несколько лет, уверенные, что они в очереди.

Второй совет — узнавать подробнее о садах, в которые родители хотят отдать ребенка, и проверить, а набирают ли там нужную группу. Бывало, что мамы и папы не уточняли этот момент и в итоге не попадали ни в один из выбранных ими садов.

Третий совет — расширить географию поиска и проанализировать, какие дошкольные учреждения находятся по пути на работу мамы или папы. Может быть, имеет смысл и их рассмотреть? Многие выбирают сады рядом с бабушками и дедушками.

Как выход для работающих родителей могу посоветовать группы кратковременного пребывания детей — с утра до обеда или с обеда до вечера. Во многих садах они бесплатные. При этом, отдав ребенка в такую группу, место в общей очереди родители не теряют.

По интернету родители могут поставить ребенка в очередь в три сада, в МФЦ — в пять

«Где социализировать ребенка — это выбор родителей»


— Как бы вы ответили на извечный вопрос, который волнует не одно поколение родителей: водить или нет ребенка в детский сад?

— Вопрос, где ребенка социализировать, — это по сути дело каждой семьи. Каждый ребенок особенный, и его знают лучше всего именно родители. Если они принимают решение, что ребенку в саду делать нечего, то вряд ли их сын или дочка будет сидеть до школы дома с мамой или бабушкой и никуда не ходить. Как правило, такие родители водят ребенка в кружки и секции.

В саду работают профессионалы, которые знают нюансы развития детей. Но ведь и многие родители сами осваивают методики воспитания детей разного возраста. Нельзя сказать, что ребенок, которого водят в сад, будет однозначно лучше развит, чем тот, кто сад не посещает. Дам один совет: если родители заметили у своих детей, которые не ходят в дошкольные учреждения, нюансы в поведении, то нужно сразу обращаться к специалистам, не тянуть. Пока он маленький, велика вероятность корректировки поведения. Чем старше, тем сложнее. А что касается социализации в саду, то ребенок общается со взрослыми и другими детьми и на улице, и на детских площадках.

Детская площадка — альтернатива детсаду в социализации ребенка

«Что же вы мне старый концерт принесли?»


— На работе вам приходится находить некий баланс между руководителями садов и родителями воспитанников и решать порой очень спорные вопросы.

— В системе образования я всю жизнь. Считаю работу не сложной, а интересной. Цель — трудиться на благо детей. Я сама мама и понимаю, что значит ребенок для родителей.

Начинала я учителем математики в школе, потом была заместителем директора, работала в отделе образования Железнодорожного района, потом — в Самарском управлении Министерства образования, затем — директором школы.

— Помните свой первый урок?

— Это была школа № 174 в Самаре, 9-й класс. Практически все мальчишки. По меркам школьной жизни класс считался непростым. Но мне всегда нравилось общаться с детьми, много работала в студенчестве в пионерских лагерях. Первый урок для меня был просто знакомством с новым контингентом. И через несколько уроков ребята увидели, что учитель бесстрашный. И коллеги через неделю признались, что не ожидали от меня как от молодого специалиста такой хватки.

Своих первых учеников Светлана Александровна всегда вспоминает с улыбкой

К ученикам всегда искала подход. У девятиклассников, например, попросила дать послушать записи их любимой группы. Они принесли кассеты одного очень популярного на тот момент коллектива и, конечно, ждали моей реакции. И наш следующий урок я начала со слов: «Что же вы мне старый концерт принесли?». И лед между нами тронулся.

А пятиклашкам объясняла темы про отрезки и прямые на примере их любимых персонажей из мультфильмов. Вопрос мотивации есть, был и будет. Главное здесь душа педагога, а дети всегда разные, но они интересные. И к ним можно найти подход. Многие осуждают сейчас нашу молодежь, а я считаю, что они просто другие, они на ты с коммуникациями, удивляют своими стремлениями и возможностями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления