Сегодня самарские активисты официально заявили о том, что на улицы города возвращаются флешмобы.
Само словосочетание Flash mob буквально переводится как «вспышка толпы». Это форма интернет-общения, в результате которого люди договариваются друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Посредством Интернета между потенциальными участниками распространяется сценарий того, что, где, и когда надо сделать, и каждый волен как выполнить эту инструкцию, так и проигнорировать ее.
Несколько лет в Самаре на улицах можно было видеть цепляющие взор странные ситуации, объединяющие большое количество людей. В назначенное время все участники флешмоба собирались в одном месте и действовали по обозначенному сценарию. Все бы ничего, но прошло время, и людям стало скучно, появились новые, свежие забавы, и о самой идее самарского флешбома все забыли. Но, спустя почти год затишья, группа активистов начала собирать людей для создания первого за последние время большого флешмоба в самом центре города. Заявить о себе надо было громко, интересно, а главное, нужно было зацепить людей, чтобы пробудить в них желание в дальнейшем также принимать участие.
Сценарий был выбран несложный. 17 июня люди, вооружившиеся водными пистолетами, устроили настоящую войну на Самарской площади в середине дня. Стоит отметить, что затем народ отправился на авто-пати в ближайший парк, где было принято решение объявить 18 июня днем самарского флэшмоба.
Помимо стандартного флешмоба существует еще и смартмоб. Smart mob буквально – «умная толпа». И если флешмоб – форма обозначенной акции, то смартмоб – это ее цель и смысл, даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. Флешмоб и смартмоб – два взаимодополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга.
Кто впервые применил эту технологию? История эта окружена тайной и плодит вокруг себя множество слухов. Чаще всего рассказывают про человека по имени Билл, живущего в Нью-Йорке. Говорят, что этот человек после нескольких неудачных попыток с помощью e-mail и SMS-форвардов добился того, чтобы 17 июня 2003 года около полутора сот незнакомых друг с другом людей зашли в один супермаркет, расположенный на Манхэттене, и попросили продать им «коврик любви для загородной коммуны» ценой в $10 000. Билл провел шесть или семь акций, после чего вышел из игры. А вирус флешмоба начал проникать во все уголки планеты.
С тех пор технология показала, что она может эффективно работать, каждый, кто знает об этом, может придумывать, как ее лучше всего организовать. Кто-то пытается рассылать инструкции своим знакомым с просьбой распространить письмо дальше. Кто-то дает информацию о том, что выложил инструкцию где-то в Сети и просит всех заинтересовавшихся оставлять свой e-mail для рассылки подробностей.
Самой распространенной и эффективной стала организация флешмоба через специализированные web-ресурсы. Каждый желающий может регистрироваться на этих сайтах, анонсировать там свои сценарии и получать рассылку тех сценариев, которые тем или иным образом были выбраны для исполнения. Самарские флешмоберы тусуются здесь.