В самарском Художественном музее открывается камерная выставка «По следам Незнакомки». Посвящена она предметам домашнего обихода русской аристократки конца XIX – начала XX века. Помимо женских аксессуаров, фарфоровой посуды, экспозицию дополняют живописные полотна этого периода.
Роскошь, изысканные удобства, изобилие и утонченность яств были обязательными атрибутами любой богатой дворянской усадьбы. Старорусский уклад жизни удивлял прагматичных иностранцев: в 9 утра подавали кофе, затем бездельничали – гуляли или музицировали, в час раздавался звон обеденного колокольчика (в экспозиции – фарфоровый колокольчик), и всем огромным семейством приступали к торжественной и долгой трапезе. В шесть семья собиралась к чаю. В половине десятого или в десять все собирались на плотный ужин.
Так как обряд вкушения еды является фундаментальным в жизни российской семьи, на выставке преобладают образцы фарфора – предметы чайных, столовых сервизов. Обращают на себя внимание декоративные тарелки в разнообразной цветовой гамме, многие из которых расписаны глазурью. Особое место занимают в экспозиции туалетные наборы, коробочки для щеток, пудры, хрустальные и стеклянные флаконы для духов с алмазной гравировкой в сочетании с безделушками для туалетного столика. В совокупности они создают зыбкий, ускользающий образ Незнакомки.
На одной из полок – словно небрежно брошенные хозяйкой кремовая вышитая шелком шаль, веер, перчатки и серебряная сумочка. К слову, шаль – непременный элемент женского туалета. Она стала любимой женщинами всех сословий. Недаром бытовало такое высказывание: «Все носят шали, они в большой моде, и чем их больше, тем более вас уважают».
Предметы мебели: небольшой лакированный столик, обитое атласом кресло и диван – в сочетании с бытовыми мелочами открывают определенное понимание жилого пространства старого русского дома и знаковую роль его хозяйки.
Экспозиция дополняется характерным изобразительным рядом. Здесь можно увидеть женские портреты семейства Барятинских кисти Болеславского, «Испанку» работы Штемберг и решенную в импрессионистских тонах «Даму на скамейке» Холявина. В пейзажных зарисовках запечатлены окрестности дворянских усадеб.