Значимым культурным событием минувшей недели стало прозвучавшее в самарской филармонии «Сотворение мира» Йозефа Гайдна. Произведение было исполнено оркестром самарских музыкантов филармонии и немецких музыкантов и участников хора церкви Св. Мартина из города Зиндельфингена (Германия). Оратория прозвучала в нашем городе впервые.
Значимым культурным событием минувшей недели стало прозвучавшее в самарской филармонии «Сотворение мира» Йозефа Гайдна. Произведение было исполнено оркестром самарских музыкантов филармонии и немецких музыкантов и участников хора церкви Св. Мартина из города Зиндельфингена (Германия). Оратория прозвучала в нашем городе впервые.
Уникальная возможность услышать новаторскую (по тем временам) вещь появилась благодаря проведению в Самаре международного российско-германского фестиваля-экспедиции. Он проходит в рамках целевой программы «Мы разные, но не чужие. Мир через культуру» при поддержке министерства культуры и молодежной политики Самарской области, международного центра развития культуры Самарской области, посольства Германии и самарской евангелической-лютеранской церкви Св. Георга.
Вход на концерт сделали свободный. Незадолго до его начала на улице Ленинградской люди подходили друг к другу и спрашивали: «А вы знаете, что в филармонии сейчас будет «Сотворение мира» Гайдна? Совершенно бесплатно!». В результате в зале был аншлаг, так что даже не всем хватило сидячих мест. Публика пришла самая разная, достаточно много для такой непростой музыки собралось народу с детьми. Впрочем, даже дети оказались прекрасными слушателями – звучащее обязывало.
Помимо классического набора музыкальных инструментов – скрипок, виолончелей, альтов, духовых, – музыкальные партии исполняют три солиста и хор. Изначально задумывалось, что солистка будет в каждом городе – своя. Это означает, что она должна была поменяться несколько раз: в Зиндельфингене, в Самаре, Ульяновске, Ярославле, Казани и Петербурге – городах-участниках фестиваля. Однако в результате самарскую солистку Екатерину Стецюк вызвали петь в Германию, а уже затем вместе с оркестром и хором она прибыла в Самару, чтобы исполнить свою партию и тут. Екатерина – выпускница Самарской академии культуры, ученица заслуженной артистки РФ Надежды Ильвес, смотрелась очень достойно.
Текст «Сотворения мира» был написан бароном ван Свитеном. Эта оратория – музыка, во многом сохраняющая духовную традицию. Гайдн написал ее, вдохновленный ораториями своего старшего современника, немецкого композитора Генделя. Но Гендель писал исключительно духовную музыку, Гайдн же пошел дальше. Его вещь по тем временам была новаторством и заметным отходом от существующей традиции: впервые тест оратории был написан на национальном, немецком языке, а не на латыни, как прежде, и это способствовало популяризации «Сотворения мира» в Германии и Австрии.
В произведении три части, последовательно раскрывающих библейский сюжет о создании мира, появлении первых людей Адама и Евы и о том, как человек познает окружающую действительность и себя в ней.
Несмотря на то, что тема стара буквально как мир, звучала она удивительно жизненно. И, разумеется, исполнена была от души. «Оратория Гайдна говорит не только о создании мира Творцом, но и о необходимости сохранения мира. Она напоминает нам, что все мы живем на одной планете, под одним небом, и это нас объединяет в независимости от религиозной и национальной принадлежности», – рассказал автор проекта – Маркус Шох, пастор церкви Св. Мартина, который ранее был пастором евангелическо-лютеранской общины Св. Георга в Самаре.
По его мнению, это произведение особенно актуально во времена глобализации, когда во многих странах усиливаются националистические настроения. «Сотворение мира» И. Гайдна после долгих лет забвения в годы советской власти впервые была исполнена в России международным составом.
Дирижер и музыкальный руководитель при кирхе в Зиндельфингене Матиас организовал слаженную исполнительскую работу и оркестра, и солистов, и хора. Поэтому, конечно, оратория прозвучала удивительно впечатляюще, учитывая то, что такую сложную монументальную вещь играл наполовину любительский оркестр. Впечатление усиливалось и за счет хора, в котором занято было более ста человек. Сцена самарской филармонии давно не видела такого масштабного зрелища.
Оратория длилась чуть больше двух часов. В конце зал взорвался бурными и продолжительными аплодисментами, так что опущенный занавес вновь подняли, и хор, оркестр и все солисты исполнили на бис вторую часть 20-го номера.