Кровь в жилах не стыла. Мурашки не бегали. Попкорн из руки не выпадал. Видимо, голливудские магнаты не просто выделили Бекмамбетову 150 млн долларов США, но еще и нашептывали ему на ухо во время съемок. Именно поэтому на экране мы увидели то, что увидели. А увидели мы по-хорошему сочные спецэффекты, по-прежнему красивую Джоли и опасно много голливудских шаблонов.
Кровь в жилах не стыла. Мурашки не бегали. Попкорн из руки не выпадал. Видимо, голливудские магнаты не просто выделили Бекмамбетову 150 млн долларов США, но еще и нашептывали ему на ухо во время съемок. Именно поэтому на экране мы увидели то, что увидели. А увидели мы по-хорошему сочные спецэффекты, по-прежнему красивую Джоли и опасно много голливудских шаблонов.
Производство: Universal Pictures/ Spyglass Entertainment/ Stillking Films/ Kickstart Productions, США, 2008.
Продолжительность: 110 мин.
Жанр: боевик, кинокомикс.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов.
В ролях: Джеймс Макавой (Уэсли), Анджелина Джоли (Фокс), Морган Фриман (Слоан), Дато Бахтадзе («Мясник»), Константин Хабенский («Экстерминатор») и другие.
Автор комикса Марк Миллар очень не хотел, чтобы из его детища получился новый «спайдермен». Хочется верить, что не хотел этого и Бекмамбетов. Однако факт остается фактом – в прокат вышел очередной напичканный спецэффектами «action» с вяленьким сюжетом, совсем уж тухленьким смыслом и редким-редким юмором. Аплодисменты в зрительном зале звучали жидкие и смущенные.
Писать отзыв об этом фильме даже немного скучно. Потому что перечислять недостатки, которые и так лежат на самой поверхности, – дело неблагодарное. Но и такими неблагодарными делами иногда приходится заниматься.
Начну сразу с главного. С Анджелины Джоли (с кого же еще?!). Вот уж кто действительно, что называется, фильм вытянул. Причем, особо не напрягаясь. В самом комиксе ее героиня отсутствует. Роль в киноверсии писалась специально под нее. И слава богу! А то совсем бы плохо получилось. Насчет мурашек я немного соврал. Бегали. Еще как бегали. Только вот совсем не в тех сценах, в которых создатели это планировали. А тогда, например, когда голливудская кинодива целует самым что ни на есть французским поцелуем героя Джеймса Макавоя. Бреду Питту я уже не завидую.
После обоих «Дозоров» зритель вправе ожидать от Бекмамбетова чего-то другого. Спецэффекты нас уже особо не трогают. Пусть от них ручки потирают американцы. Нам хочется большего. Третьего «Дозора» как минимум. А тут... Да, снят фильм красиво. Да, динамично. Пролетает быстро. И не заметишь (и не запомнишь...). Визуализация, конечно, отличная. Съемки – разноплановые. Эффекты – масштабные. Только все это мы уже где-то видели. Много раз видели. И еще много раз увидим. Благо, подобным жанром современная киноиндустрия изобилует. Можно, конечно, напирать на то, что все визуальные решения – стилизованны и выразительны. С этим не поспоришь. И это – единственное достоинство нового творения Бекмамбетова.
Правда, в спецэффектах тоже есть свои недочеты. Взять хотя бы эпизод с падением поезда. Куда девались все пассажиры? Такое ощущение, что они превратились в куклы, которых быстренько пристегнули ремнями безопасности к креслам. Где их крики, ужас, паника, в конце концов. Во время падения будто бы остались одни герои и антигерои, которые пытаются выжить в этой созданной ими же катастрофе.
Говорят, все сюжеты уже придуманы. Но ведь нельзя же воспринимать это настолько буквально! Нельзя же этим оправдывать столь явную творческую импотенцию! Главный герой – маленький-маленький человечек, погибающий в серости будней огромного мегаполиса. Лучший друг уводит любимую девушку. На работе издевается толстая отвратительная начальница (второй человек после Джоли, который вносит хоть какую-то изюминку в этот фильм). А потом парень попадает в братство суперкиллеров, становится, ни много ни мало, избранным. Удивили. Прямо мозг порвали. Нам такие повороты судьбы даже не снились.
С сюжетом вообще все плохо. Ближе к концу фильма сценаристы переворачивают ситуацию с ног на голову – хорошие становятся плохими, плохие – хорошими. Но очень уж неловко это у них выглядит. Необоснованно. Ощущение, что придумывали прямо на ходу. Никаких подтекстов во всей первой половине фильма. Никаких тонких намеков, подсказок, недоговоренностей. Просто, будто топором обрубили. Не сюжет – сюжетец.
А эти пафосные речи в духе «я осознал, что рожден для великих дел»... Это даже не смешно. Это даже попахивает неуважением к зрительскому вкусу. Одно дело, когда подобные вещи звучали в «Трансформерах» и «300-ах спартанцах»... Там они атмосферу создавали... Там они подчеркивали «римейковость» и связь с первоисточником. А здесь...Тускло и безнадежно. Когда слушаешь, думаешь – скорей бы это уже кончилось.
Помимо спецэффектов понравились только мелочи. Надпись «пшел нах» из кнопок, вылетевших из клавиатуры от удара об физиономию. К мелочам можно отнести и героя Хабенского. В некоторых эпизодах он общую шаблонность фильма несколько разбавляет.
Оценка? За спецэффекты – пять баллов из пяти возможных. Все здорово, все грамотно, все профессионально. Еще высокий балл – за Анджелину Джоли (о Моргане Фримане, кстати, этого совсем не скажешь). Ну, а остальное... Остальное оценивать даже не хочется. Неблагодарное это дело.