Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Анжелина Джоли, Морган Фримен, Теренс Стэмп
Раннее утро. Менеджеры среднего звена с неразрешимой заботой на челе спешат по своим душным офисам. Навряд ли только в нашем городе маршрутки с неохотой проглатывают угрюмых специалистов, чтобы через пару минут выплюнуть их наружу.
– Босс, классное прикрытие!
– Прикрытие? Для чего?
– Ну... Для братства киллеров.
– Называй его, как хочешь. Вообще-то это ткацкая фабрика.
– Так вы шьете или пришиваете?
Сегодня выдался удачный день: ты успеваешь досеменить до работы чуть раньше начальницы. Стараясь не цокать каблуками, преодолеваешь бесконечный коридор, скрываешься за тяжелой дверью кабинета. Включаешь компьютер и напряженно смотришь на телефон. Вот-вот должен раздаться резкий звонок, и трубка заверещит истеричным криком прямо в ухо: «Чем ты сейчас занимаешься?!» Знакомая ситуация? Тимур Бекмамбетов, похоже, знает ее не понаслышке. В своем голливудском дебюте ставку он сделал именно на эту тему.
Сюжет фильма, созданного на основе комиксов, пугающе реален на уровне ощущений. Затюканный специалист экономического профиля Уэс Гибсон (Джеймс МакЭвой), для которого «улыбаться на корпоративе – самая тяжелая работа, что светит за весь день», вдруг начинает чувствовать себя как-то иначе, по-другому. «Мне не наплевать в последнее время на то, что мне на все наплевать. Это меня беспокоит», – размышляет он за кадром голосом Сергея Безрукова.
А наплевать ему есть на что. Отец бросает его еще до рождения. Начальница, запрятав глубоко в себя закостеневшие комплексы, не устает изводить мелкого клерка истошным визгом. Неопрятная подруга с мерзким голосом не чувствует к нему ничего кроме презрения и изменяет с единственным другом.
В один прекрасный день он, покупая в магазине очередную порцию успокоительного, встречается взглядом с красивой незнакомкой. Пара секунд – и она хватает Уэса в охапку одной рукой, отстреливаясь из пистолета в другой от небритого мужчины лет пятидесяти. И сообщает в конец растерявшемуся молодому человеку, что его отец был профессиональным убийцей, и что он обязан отомстить за родителя. И что только ему, ни разу не державшему в руках пистолета, дан талант отстреливать летящим мухам крылья.
Естественно, чтобы понять, что мир перевернулся с ног на голову и никогда не вернется в обратное положение, ему требуется некоторое время. Проходит всего ночь – и перед нами оказывается совершенно другой человек.
«Я просто пытался быть тем, кем я не был», – приходит к выводу Уэс и начинает искать себя, настоящего. Такого, который не боится начальницы и может сравнительно спокойно, достойно и громогласно послать ее куда подальше от имени всего коллектива. Хватануть изо всех сил клавиатурой по физиономии коллегу-друга за все его предательства, да так, что вылетевшие вместе с зубами кнопки неожиданно лягут в логичную фразу «Пошел на...». Отпустить нудную подругу и на целых шесть недель погрузиться в самого себя. А заодно – стать киллером номер один в тайном синдикате убийц, распутать загадку смерти отца и поцеловаться в кадре с самой Анжелиной Джоли.
– Я знаю, что у него не было ни одного промаха. Но это было до меня.
Голливудская звезда в нынешней премьерной ленте не вышла за рамки привычного амплуа. Жестокая, но справедливая убийца ловко учит новобранца премудростям собственной профессии. Когда сама или другие наставники перегибают палку, Уэс отходит от ушибов в парафиновой ванне.
С трудом разлепив веки, видит странного мужика с печальными глазами. Стремясь облегчить страдания, тот вливает в облепленный парафином рот Гордона жидкость из крышечки стеклянного сосуда.
– Это водка? – вопрошают мутно-белые губы.
– Да.
– Ты русский?
– Да, – чуть потеплев взглядом, отвечает незнакомец.
Роль у русского невеликая, второго плана. Но его появление на экране вызывает в зрительном зале волну одобрительного шума. Что называется, не Бекмамбетовым единым! Символ Дневного и Ночного дозоров Константин Хабенский, добрался не только до темных сил, но и до Голливудских холмов.
К слову, приобщение блокбастера американского производства к нашему отечеству проявилось не только в участии популярного российского актера. Это и таблички магазина «Спасибо за покупку», и задорный ответ банкомата на русском языке: «Недостаточно средств. Ты придурок». И бесподобная погоня Джоли за скоростным поездом на настоящей «копейке» с грунтованным задним крылом.
Кроме того, Тимур Бекмамбетов внес в красивый динамичный экшн родную классику. Кто виноват в том, что рутина офиса убивает душу человека? Что делать, чтобы не потерять себя в царстве прогресса окончательно? На эти вопросы предстоит ответить персонажу Джеймса МакЭвоя, но не в обличье бесстрастного глянцевого героя. Актер переживает каждое состояние Уэса, пропускает его через себя. Любая эмоция отражается на его лице целой гаммой чувств. Он словно выпадает из киношной истории, в очередной раз не сумев сдержать неподдельного страха, слез или нечаянной радости, и становится обычным парнем из соседнего офиса. В довершение всего бесправный клерк, ставший в одночасье убийцей-суперменом, бросает в зрительный зал: «Раньше я был таким же жалким типом, как и вы...»
– Ты предлагаешь мне бежать?
– Нет, я зову тебя жить. В России у тебя все будет по-другому.И все. После этой фразы бессмысленно рассуждать о достоинствах картины, о том, что режиссер шагает в новое для себя пространство, смешивая разные жанры: экшн, детектив, производственную драму. Главное в другом. Герой так или иначе расставил приоритеты в своей жизни. А зритель? Зритель, затолкав в письменный стол недописанные рабочие бумаги, отправился отдохнуть в кинотеатр на премьеру кино. Потому что он, как и Уэс Гордон, четко знает, чем хорош конец рабочего дня. Тем, что завтра все начнется сначала.