Дорогая картинка, колоритные кровавые сцены, лихо закрученный тюремный боевик. Понятно, почему фильм не вписался в формат Каннского фестиваля. Бюджет в 12 млн долларов США. На такие деньги в России принято снимать подобие голливудских блокбастеров для массового просмотра, а не артхаусные истории на любителя. Сложилось ощущение, что в «Новой земле» погнались сразу за двумя зайцами. Причем обоих зайцев в результате и поймали. Правда, одного – только за хвост.
Дорогая картинка, колоритные кровавые сцены, лихо закрученный тюремный боевик. Понятно, почему фильм не вписался в формат Каннского фестиваля. Бюджет в 12 млн долларов США. На такие деньги в России принято снимать подобие голливудских блокбастеров для массового просмотра, а не артхаусные истории на любителя. Сложилось ощущение, что в «Новой земле» погнались сразу за двумя зайцами. Причем обоих зайцев в результате и поймали. Правда, одного – только за хвост.
Фильм, безусловно, производит сильное впечатление. Оператор Илья Демин на «Кинотавре» завоевал приз за лучшую работу. Награда выглядит вполне заслуженной. А вот победа в другой номинации – «За успешный коммерческий проект» – это уже к вопросу о все тех же зайцах. Коммерческий проект – он и есть коммерческий проект. Во главу угла здесь должен быть поставлен такой критерий как «смотрибельность». «Новая земля» – экшн во всем глубоком понимании этого слова. Лихо, динамично, и, что самое главное, весьма и весьма качественно.
Иным словом, блокбастерная составляющая картины удалась на славу. Масштабно и зрелищно. Вроде бы и на этом можно остановиться. Похлопать дружно в ладоши и разойтись. Однако создатели изначально таким форматом решили себя не ограничивать. Фильм позиционировался даже не просто как антиутопия, а как самая настоящая христианская притча. Можно ли совместить эти две казалось бы несовместимые вещи? Влить высокий морально-нравственный посыл в антураж своеобразного русского трэша по мотивам «Повелителя мух» и «Королевской битвы»?
Кстати, о мотивах. Именно эти два фильма фигурируют у несчастных интернет-критиков как прообразы «Новой земли». Мол, сюжет совсем не нов, история слизана, просто переведена в немного другую плоскость. Некоторые даже сериал «Остаться в живых» умудрились сюда приплести. Аналогии выглядят притянутыми за уши. Что же теперь, если история о несчастной любви, то обязательно «Ромео и Джульетта»? Если о слабоумном, то обязательно «Форрест Гамп»?
В общем, обвинять сценаристов в копипасте как-то не хочется. Они ведь серьезно потрудились. Обратите внимание хотя бы на персонажей. Колоритные, с по-русски сложными характерами и судьбами. Один Сипа в исполнении Андрея Феськова чего стоит. У зрителя он вызывает такую мощную гамму чувств – от открытого отвращения и презрения до смеха и сочувствия – что никаким японским «Королевским битвам» этого и не снилось. Уж простите, но там герои только мечами и автоматами махать способны.
Психологизм есть. Герои драматичные, выпуклые, живые. Сопереживание гарантировано. Итак, что мы уже имеем? Масштабный экшн с глубокими, противоречивыми образами. Однако и это не конечная цель режиссера.
Сам Александр Мельник на первый план выводит совсем другую составляющую. Философскую. Высоко нравственную. Чтобы зритель задумывался о том, как жить и что делать. Удалось? Нет. Но на то есть вполне объективные причины. Слишком уж хороши съемки, динамичен сюжет, слишком уж жестки и реалистичны сцены драк и убийств. Этим всем прелестям любая мораль проиграет. Когда выходишь из кинозала, думаешь о том, какой классный фильм сняли «наши ребята», а не о том, что нужно что-то срочно менять в жизни как собственной, так и общественной.
Такова уж жестокая правда современного киновосприятия. Если хочешь достучатся до мозгов (или, на худой конец, хотя бы до сердца), то подай картинку в сухом, в сжато-концентрированном виде (хороший пример – отечественный фильм «Остров») и не вздумай обвешивать ее спецэффектами. А то люди только их и запомнят.
С «Новой землей», по большому счету, так и получилось. Нам, в первую очередь, понравился жирный коммерческий «заяц», а не костлявый высоконравственный. Поэтому и боевиком этот фильм называют больше, чем притчей.
Стоит добавить о политичности. Политкорректностью в картине даже не попахивает. Все «европейское цивилизованное сообщество» с его многочисленными конвенциями и судами по защите прав человека, с его Страсбургами, Брюсселями и Гаагами один из героев фильма открыто называет «суками гуманными». Вот вам и вся позиция. После событий в Осетии – более чем актуально. В чем она состоит, думается, объяснять не нужно.
Ну и без Кавказа не обошлось. Горцы уже вначале с криком «кто воевал против русских?!» отделяются от всей толпы заключенных. Потом, под сухой приговор старого чечена – «всех убить» – пытаются от белых братьев избавиться. Но не тут-то было. Объединенные перед лицом смертельной опасности, другие заключенные кавказцам дают отпор. Естественно, в живых никого не оставляют. Национальная вражда подана не иначе как на блюдечке. И все-таки обвинять режиссера в ее разжигании по меньшей мере глупо. Это жизненная реалия, столкновение двух жизненных устоев. Пусть жестко, пусть кроваво, пусть как-то нарочито. Нам по-другому и не надо.
Итоги подводить можно долго. Рассуждать – еще дольше. Но лучше один раз посмотреть. Против этой старой истины и в этот раз не попрешь. Фильм, конечно же, того стоит. Сходить рекомендовано. Только для большинства, наверное, картина так сочным блокбастером и останется. Конечно, моральный аспект мы заметили. Не дураки же. Но вот что на зрителя произведет большее впечатление – это уже вопрос.