Сразу же хочется сказать, что до какой-либо положительной оценки фильм явно не дотягивает. Это не значит, что он плох. Легкий, шутливый, ни к чему не обязывающий. Куча звезд и звездочек российского масштаба. Собрались вместе, посмеялись, положили все на красивую картинку, интересные костюмы и очень достойную операторскую работу. Можно чуть-чуть похлопать из уважения. Правда, и критиковать особо не торопитесь. Вы же не критиковали шедевральный «Голый пистолет» за не всегда искрометный юмор. Это все – из той же серии. А обилие свастики на экране еще ничего не значит.
Сразу же хочется сказать, что до какой-либо положительной оценки фильм явно не дотягивает. Это не значит, что он плох. Легкий, шутливый, ни к чему не обязывающий. Куча звезд и звездочек российского масштаба. Собрались вместе, посмеялись, положили все на красивую картинку, интересные костюмы и очень достойную операторскую работу. Можно чуть-чуть похлопать из уважения. Правда, и критиковать особо не торопитесь. Вы же не критиковали шедевральный «Голый пистолет» за не всегда искрометный юмор. Это все – из той же серии. А обилие свастики на экране еще ничего не значит.
Режиссер: Марюс Балчунас
В ролях: Алексей Булдаков, Павел Деревянко, Эвелина Бледанс, Михаил Галустян, Тимати, Владимир Савка, Юрий Хвостенко, Соломея Волошин, Олег Кисенко, Тарас Курьян, Роман Скоровский, Сэм Арутюнян, Елена Нелидова, Назарий Московец, Максим Максименко, Владимир Щербаков, Наталья Доросеева, Марта Кучерга, Андрей Сникарчук, Вера Крючкова, Максим Браматкин, Елена Мазуренко, Андрей Барабаш, Владислав Крючков, Алексей Шилин, Евген Митрофанов, Андрей Балякин, Андрей Тубелис, Игорь Назаров, Василий Митько, Шантемир Баймухамедов, Виктория Рудакова, Богуслав Ковтун, Юрий Михайлик, Ярослав Дершко, Виталий Гонгаренко, Игорь Ярошевич, Богдан Грачик, Ксения Собчак, Александр Безруков, Зоя Буряк, Михаил Крылов, Илья Олейников, Игорь Гаспарян, Алексей Огурцов, Юрий Стоянов, Юрий Гальцев, Анна Семенович
Сценарий: Марюс Балчунас
Оператор: Ирек Хартовиц
Продюсер: Сергей Ливнев
Премьера (Россия): 18 сентября 2008
Время (мин): 100
До выхода фильма невольно приходилось слышать брюзжание ряда кинокритиков по поводу того, что он порочит и высмеивает священную память Великой Отечественной войны. Странное суждение. Оно может быть основанным только на том, что ежели в «Гитлер капут» вся фашистская Германия представлена в столь нелепом и комичном виде, то, значит, и подвиг советской армии в борьбе с таким несерьезным соперником явно преувеличен. Своя логика есть, только попахивает она каким-то маразматизмом.
Ну в самом деле. Зачем же ставить этот киноопус в один ряд с «А зори здесь тихие» и «В бой идут одни старики»? Тем более с «Семнадцатью мгновениями». Кто-то даже добредил до того, что окрестил его ремейком. С таким же успехом можно назвать анекдоты про Штирлица сценарием к упомянутой советской киноленте. Нет. Творению Вайсберга место совсем в другом ряду. Там, где покоятся уже отшумевшие «Горячие головы» и «Голые пистолеты».
Сам Вайсберг не намекает, а в открытую кричит, что подражал-то он как раз культовым комедиям братьев Цукеров и Абрахамса. Конечно же, под рукой у него не было неутомимого Лесли Нильсена и многопланового Чарли Шина. Зато было целое созвездие героев местного калибра. От юмористов на пенсии до передовиков гламура.
Для начала фильм следует похвалить. Фишек в нем действительно много. Этаких мелочей, деталей, ляпов. Они создают достаточно неплохую и проработанную атмосферу. Кинофарс, киноэкспрессия, карикатура, импровизация. «Гитлер капут» можно назвать как угодно. Вайсберг, по сути, не в чем себя не ограничивает, бросает одну сюжетную линию за другой, не развивает характеры и ситуации. Сборник комедийных зарисовок, кое-как слепленных вокруг одного центрального персонажа. Пожалуй, подходящее определение.
Похвалить стоит хотя бы за смелость. Хотя бы за попытку освоить новый для российской киноиндустрии формат. За это же, кстати, можно было в свое время похвалить и «Самый лучший фильм». Только вот странно получается – отечественные подобия западных блокбастеров мы называем «тупыми», а над самими оригиналами смеемся до слез. Хотя интеллектуальностью они ну никак не блещут. Вспомните теперь того же «Эйса Вентуру». Разве от него кто-то требовал серьезных идей и философствований?
Смешных шуток, действительно, не так много, как хотелось бы. Истеричного хохота в кинозале ждать не стоит. Все – на одной легкой волне. А потому где-то под середину становится откровенно уныло. Иногда создается ощущение, что режиссер слишком уж увлекся китчем. Хотя игра стариков-разбойников, к которым в данном случае следует отнести Илью Олейникова, Юрия Стоянова и Юрия Гальцева, выглядит душевной. Ага, чуть не забыл – эпизодически всплывающего Булдакова сюда же.
Можно ли назвать фильм пошлым? Да, есть плохо «запипиканный» мат и сцена откровенно лесбийского поцелуя Анны Семенович с Эвелиной Бледанс. Да, есть и другие мелочи, ассоциирующихся с сексом, наркотиками и тому подобными «ужасами». Но клеймить за это «Гитлер капут» все же не стоит. В целом кино пропитано позитивом и верой в светлое будущее.
Временами смешно. Временами тонко. Главный недостаток – все это только временами. Возникает грустное ощущение – создатели словно взяли какой-то средненький юмористический уровень и лишь иногда подпрыгивают выше установленной планки.
Конечно же, если разбирать фильм детально, скажем так, с классической стороны, то недостатков тут даже не много, а чудовищно много. Однако вся эта критика не может устоять перед одним простым утверждением: формат такой. Киноэкспрессия. Тут должно быть все немного по-сумасшедшему смешно. Как в водевиле. Никаких законов, никаких ограничений. Твори, что хочешь. Только насмеши. А вот это у Вайсберга и компании не всегда получается.
Может быть, совсем не так легко это, как кажется?