Самое масштабное рок-событие Самары 90-х годов после семилетнего перерыва вновь соберет не только молодые самарские рок-группы, но и уже ставшие легендарными коллективы из России и зарубежья. Точная дата проведения станет известна через две недели. На данный момент оргкомитет принимает заявки от многочисленных исполнителей, у которых появляется шанс выступить перед действительно большой аудиторией.
Самое масштабное рок-событие Самары 90-х годов после семилетнего перерыва вновь соберет не только молодые самарские рок-группы, но и уже ставшие легендарными коллективы из России и зарубежья. Точная дата проведения станет известна через две недели. На данный момент оргкомитет принимает заявки от многочисленных исполнителей, у которых появляется шанс выступить перед действительно большой аудиторией.
Организаторы фестиваля объявили, что полным ходом идет работа по отбору участников. Изначально планировалось, что «Самый Плохой» состоится этой осенью, однако по ряду причин фестиваль перенесен на весну 2009 года.
Последний раз фестиваль неформатной музыки проводился еще в 2001 году. Теперь «группа энтузиастов», в которую входят Михаил Альков (директор АНО «Новая стратегия»), Станислав Фурман (обозреватель телеканала ГИС), Вячеслав Зимнюков (начальник отдела планирования и работы с болельщиками ФК «Крылья Советов) и Дмитрий Махиня (ведущий научный сотрудник «ТеррНИИгражданпроект»), фестиваль возрождают. Уже известно, что гала-концерт «Самого Плохого» пройдет в зале спортивного комплекса «МТЛ-Арена» (вместимость свыше 3,5 тысяч человек). На сцену выйдут как известные культовые рок-коллективы всероссийского масштаба, так и начинающие самарские группы.
Помимо гала-концерта на различных площадках области пройдет серия отборочных туров и промо-акций. «В 90-е годы такого количества музыкальных коллективов в Самаре не было. На данный момент в городе свыше 200 активно действующих групп. Количество времени на фестивале далеко не безгранично, мы физически не можем поставить на гала-концерт больше 20 молодых групп. Это проблема», – отмечает Станислав Фурман
«Одна из целей возрождения фестиваля – посвящение тому поколению 90-х, символом которого фестиваль и являлся. «Самый Плохой» действительно открывал яркие и талантливые фигуры, многих из которых мы уже не сможем встретить ни в качестве зрителей, ни в качестве участников. Мы считаем своим нравственным долгом посвятить этот фестиваль именно им. С другой стороны, мы хотим, чтобы «Самый Плохой» стал стартовой площадкой для тех молодых групп, у которых нет возможности выступать на большую аудиторию. И хотелось бы, чтобы это событие стало ярким и значимым в жизни области, потому что в последнее время масштабными культурными мероприятиями город наш похвастаться не может», – рассказывает Михаил Альков.
Информация о проведении фестиваля появилась еще в августе. Организаторы отмечают, что перенос события на весну 2009 года не связан с финансовыми причинами. В оргкомитет поступило огромное количество заявок (с конца сентября – более 40 штук) от молодых рок-групп города, которые требуют к себе внимания. Заявки продолжают поступать до сих пор. Кроме того, ветеранам фестиваля также требуется больше времени для подготовки.
Станислав Фурман, занимающийся первичным отбором, отметил, что у него только один критерий: «Никакой вкусовщины. Если бас попадает, то группа играть способна. Мы свой критерий менять не будем, и ни у одной плохо играющей группы терроризировать слух нашей публики не получится».
Говорить о точном составе участников еще рано, однако уже известно, что, пожалуй, самая яркая и известная за пределами нашего города группа «Bajinda Behind The Enemy Lines» на сцену «Самого Плохого» выйдет. Другой успешный проект, коллектив «Cheese people», также выразил желание выступить на фестивале, однако пока не может дать окончательный ответ из-за неопределенностей в графике выступлений.
Организаторы подчеркивают – с 2001 года в Самаре не было ничего подобного. «Все фестивали, которые сейчас проходят в городе, все-таки не выходят на тот пик и масштаб, которые были в 90-е. Масштаб «Самого Плохого» в регионе был несравним ни с чем. Конечно, большое спасибо организаторам фестиваля «Ка4ели», но событием в жизни города это все-таки не стало, он затронул слишком маленькую молодежную нишу», – говорит Вячеслав Зимнюков.
Одна из целей «Самого Плохого» – дать возможность самарским коллективам выступить перед действительно большой аудиторией. Конечно, многие из них и сейчас не находятся в «музыкальном вакууме», имеют возможность играть в «Подвале» и «Бумажной луне», однако на серьезные площадки они еще не выходили.
В то же время, «Самый Плохой» должен стать своеобразным мемориалом самарских рокеров 90-х годов. Нельзя не отметить, кстати, что свою поддержку мероприятию выразили руководители министерства культуры и молодежной политики Самарской области. Дмитрий Махиня уже оцифровал огромное количество музыкального материала, который существовал лишь на аудио- и видео-носителях. Таким образом, в городе начал формироваться своеобразный архив. На фестивале будут проходить презентации, посвященные самарским музыкантам. Организаторы уверяют, что все эти люди сделали по-настоящему серьезный вклад в культуру губернии.
«Город наш изменяется довольно быстро и мощно. Нет уже многих зданий. Проходишь мимо мест, где они стояли, а там – евроквартал. И эти вещи происходят не только в архитектуре. Поколение 90-х дало фантастическое количество талантливых личностей, которые были на сцене «Самого Плохого». Большая часть из них сейчас на кладбище. Можно, конечно, легко упрекнуть – да вот они там кололись, они бухали. Вы знаете, многие рокеры колются и бухают, дело совершенно не в этом. Кто-то не колется и не бухает, а умирает просто так. Дело в том, что эти люди горели, и они сгорели. Так, как должны сгорать музыканты.
В Москве и Питере таким посвящают книжки, выпускают альбомы, существуют какие-то постоянные напоминания, мемориалы. У нас в Самаре был, например, Сергей Булгаков, от которого в данный момент три песни осталось. А он был символом огромной тусовки, которая включала в себя порядка 500 человек. Неважно, как относятся к тому, что он делал. Важно то, что такая фигура была. Это как с Фабрикой-Кухней: если не спасти, то и не будет», – Станислав Фурман считает, что «Самый Плохой» станет одним из главных и самых значимых культурных событий 2009 года.
Нельзя обойти стороной и финансовую тему. Михаил Альков отмечает, что цены на гала-концерт будут очень демократичными: «Коммерческая сторона не на первом плане, нас прежде всего интересует событие».
Более того, организаторы и не надеются на самоокупаемость проекта. Затратная часть весьма велика и, по словам Станислава Фурмана, изначально было очевидно, что по билетам она «не отбивается». На данный момент идут переговоры с потенциальными спонсорами. Озвучить названия этих компаний, по понятным причинам, в оргкомитете пока не могут.
Бывший идейный вдохновитель фестиваля Руслан Татаринцев, который сейчас живет и работает в Москве, к идее возрождения отнесся положительно. Мероприятие сохранит свои традиции, однако, конечно же, будет представлено в несколько другом, более современном формате.
Победители фестиваля могут не надеяться на дорогие подарки. Концепция «Самого Плохого» основана на исключительно культурных составляющих.
«Для победителей, думаю, самое главное – все-таки общественное признание. На предыдущих фестивалях они что-то получали, но кроме как «что-то» это назвать никак нельзя. На тольяттинском фестивале «Автоград», например, дарили дорогие магнитофоны и часы. В Самаре лауреатам «Самого Плохого» вручали пластинки с подписью Петра Мамонова. Магнитофон стоит денег, а подпись Мамонова – она изначально бесценна и все. За аксессуаром можно и в магазин сходить, а за признанием туда не сходишь», – так определяет главный приз фестиваля Станислав Фурман.