Вчера маргинальная самарская галерея преобразилась в подобие кукольного театра. В качестве марионеток выступили гости «XI комнат», а кукловодом стал художник и автор эпатирующих перформансов Сергей Баландин.
Вчера маргинальная самарская галерея преобразилась в подобие кукольного театра. В качестве марионеток выступили гости «XI комнат», а кукловодом стал художник и автор эпатирующих перформансов Сергей Баландин.
Сергея Баландина знают не столько в Самаре, сколько в Штутгарте, где он в свое время устраивал игровые выставки — например, моделей унитазов. Только в отличие от своего предшественника Марселя Дюшана, выставившего в галерее готовый писсуар, Баландин мастерил миниатюрные нужники самостоятельно. Чтобы подчеркнуть свой интерес к материально-телесной стороне искусства. С этой стороной его работ самарцы познакомились вплотную. Баландин то предоставлял свое тело в качестве полотна, на котором рисовала публика, то становился частью проецируемого на него фильма неприличного содержания, то строил из предметов обихода Вавилонскую башню.
Теперь же художник обратился к теме вертепа. Идея новой выставки пришла ему в голову спонтанно. Не раскрывая из своего замысла ничего, кроме названия, Баландин обратился к арт-директору «XI комнат» Анастасии Альбокриновой с просьбой предоставить помещение галереи в его полное распоряжение. Пока поклонники и коллеги Баландина гадали о его намерениях, художник загромоздил подвальчик огромными декорациями из дерева и фанеры с изображениями цветных человечков и вырезанных отверстий на месте головы.
В общем, к моменту открытия публику встретили своды настоящего вертепа в зеленых и синих тонах. Автор торжества водил гостей по деревянному домику, в условных декорациях которого многие пришедшие действительно ощутили себя куклами. Нереальности происходящему добавляла и психоделическая музыка самарского ансамбля «Лучше Маша».
Заодно в этой так называемой выставке Баландин постарался представить все варианты значения слова «вертеп»: «Вертеп — устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском. В вертепах (пещерах или катакомбах) первые христиане вынуждены были скрываться от преследований. Этим же словом называли воспроизведение сцены Рождества средствами искусства. А еще это народный украинский кукольный театр, в котором играют сцены на библейские сюжеты и двухэтажный ящик, в котором выступал данный театр. Я предпочитаю рисованию эскизов спонтанное нагромождение предметов, в процессе которого выкристаллизовывается нечто более или менее тяготеющее к смыслу. Предметы такой инсталляции подобны буквам, из которых получается послание, главное составить нужную комбинацию».