Представьте себе, что на пустой дороге у вас спустило колесо. Но вы не остались ночевать в степи, потому что некий человек подвез вас до дома. Вы, разумеется, пригласили его к себе – выпить по рюмке коньяку. Одной рюмкой дело, конечно, не ограничилось, и под утро вы постелили вашему спасителю в гостиной, а сами ушли спать.
Представьте далее, что придя в гостиную утром, вы обнаружили вашего гостя привязанным к стулу с кляпом во рту; это ваша жена связала его и держит перед его лицом пистолет, и совсем не похоже, чтобы это было шуткой.
А вот теперь попробуйте представить: что будете делать вы, оказавшись в такой ситуации?
Сергей Петрейков, художественный руководитель «Другого Театра»: «Первым с идеей поставить пьесу Дорфмана «Смерть и дева» ко мне пришел, как ни странно, известный радиодеятель Михаил Козырев. Но я встретил ее довольно холодно. Миша, сказал я ему, пьеса безнадежно устарела. Она про то, как трудно в некой стране, только-только вылезшей из-под гнета тоталитаризма, приживается демократия. При чем тут мы, с наслаждением дотаптывающие демократию и готовые броситься в объятия кому угодно – хоть тоталитаризму, хоть бандитско-ментовскому капитализму – лишь бы цены на нефть стояли и, значит, деньги были.
Это правда, сказал Козырев, но попробуй представить, что пьеса – про наше не такое уж далекое… но не прошлое, а будущее! Почему люди, которые сейчас невозмутимо отнимают у законных владельцев нефтяные компании, заводы и банки так уверены, что за это не придется отвечать? Потому что эти нарушения (а иногда – преступления) им разрешил совершить кто-то, кто главнее? А они уверены, что во время суда он будет рядом и подтвердит: «Да, это я приказал»?
К сожалению, профессиональная деятельность не дала Козыреву осуществить эту затею. Но театральной составляющей его замысла заинтересовался Максим Виторган. Впрочем, кажется, не только театральной. Собственно, ему слово. Известно, что в экстремальных обстоятельствах человек проявляется совсем по-другому, чем в обычной жизни. Тогда-то и становится ясно, что он из себя представляет на самом деле – в том числе и ему самому. И тут может оказаться, что ты на самом деле – кто-то другой. Только вот КТО?
Довольно банальное рассуждение, тем не менее, невзначай демонстрирующее, какое хорошее название придумал для своего спектакля режиссер.
Максим Виторган, режиссер спектакля «КТО»: «В последнее время я регулярно слышу от деятелей самых разных искусств: «Мы политикой не занимаемся», «Мы – вне политики». Вот резиденты Камеди Клаба недавно заявили: «Еще несколько лет назад мы решили, что не будем шутить на политические темы». Смелое решение! Однако российским художникам хватило духу не только принять его, но и следовать ему: с какого-то момента почти все они оказались настолько выше политики, что в упор не замечают даже самых вопиющих ее проявлений.
Интересно, следует ли из вышесказанного, что я – единственный человек в стране, кого мучает вопрос: «А так ли, все-таки, далека политика от нас, как мы от нее?». И, соответственно: «А не постучит ли она однажды посреди ночи в дверь моего дома?». (Звучит тревожная музыка, все нервно переглядываются.)
Несмотря на такое вступление, мой спектакль не является ни манифестом, ни плакатом, это вполне традиционный спектакль во вполне традиционных жанрах детектива и психологического триллера. Я очень надеюсь, что его будет интересно смотреть, а как зритель отнесется к тем мыслям и вопросам, которые он, возможно, услышит в спектакле – это уж его дело. Потому что спектакль, как и положено, ответов на вопросы не дает.
Какие это вопросы? – Справедливость или милосердие? Милосердие или закон? Закон или справедливость? До какой степени можно позволить себе насилие для предотвращения большего насилия? И чем, вообще, можно предотвратить насилие – моралью, законом, или насилием?
В течение одного дня каждому из героев спектакля придётся несколько раз отвечать на эти вопросы. Кому-то из них придётся менять свое решение. Я надеюсь, что и зритель будет менять свою позицию, присоединяясь то к одному, то к другому персонажу.
Что же касается идеи Козырева… Говорят, у человека всегда есть выбор. В данном случае он точно есть. И я предоставляю вам самим выбирать, про что спектакль – про наше прошлое, настоящее, или будущее».
По пьесе «Смерть и девушка»
Автор – Ариэль Дорфман
Режиссер – Максим Виторган
Сценография – Александр Горенштейн
Костюмы – Chistova&Endourova
В ролях: Елена Ксенофонтов, Андрей Ильин, Сергей Белоголовцев
1 ноября Театр Драмы
Начало в 19:00
Билеты от 300 рублей
Бронирование на сайте Вiletsamara.ru
Фото: Фото афиши предоставлено КТА «ТЕ-Арт-ШОУ»